811
ПО (Рое), Эдгар Аллан (16.I.1809, Бостон, штат Массачусетс, — 7.X.1849, Балтимор, штат Мэриленд) — амер. писатель, критик. Род. в семье актера. Рано потеряв родителей, был взят на воспитание богатым ричмондским купцом Алланом. Учился в Англии, а по возвращении на родину — в колледже и Виргинском ун-те. Еще в ученич. годы П. издал сб. «Тамерлан и другие стихотворения» («Tamerlane and other poems», 1827), а в 1831 — кн. стихов («Poems»). В 40-е гг. опубл. ряд новелл, стихов, поэм, кн. «Гротески и арабески» («Tales of the grotesque and arabesque», 1840), сб. «Ворон и другие поэмы» («The raven and other poems», 1845), а в последние годы жизни — стих. «Улялюм» (1847), «Колокола» («The bells», 1849). Лишения, болезни и алкоголизм подорвали здоровье П.; он умер на 41-м году жизни в балтиморской больнице.
Писатель трагич. биографии, П. в чем-то предвосхищает декадентство конца 19 в. П. — романтик, но его худож. метод отличен от романтического, о чем свидетельствуют рационалистичность его детективных рассказов, пародийное начало нек-рых «страшных» новелл, правдоподобная разработка неправдоподобных сюжетов, ясность и простота манеры повествования. Реалистич. элементы у П., как и у др. амер. романтиков, — показатель связи с просветит. лит-рой 18 в., а также с европ. критич. реализмом.
Портрет работы Х. Стайнера-Прага в кн. «Собрание поэм» (Нью-Йорк, 1943).
В разнообразном лит. наследии П. важное место занимает новеллистич. жанр, признанным мастером к-рого он является. «Убийство на улице Морг» («The myrders in the Rue Morgue», 1841), «Тайна Мари Роже» («The mystery of Mary Roget», 1842), «Украденное письмо» («The purloined letter», 1845) и примыкающая к ним повесть «Золотой жук» («The gold bug», 1843) — образцы детективного жанра, в значит. степени созданного П., традиции к-рого продолжали А. К. Дойл, Г. Честертон и др. Эти рассказы отличаются логичностью построения, драматизмом сюжета, тщательностью воспроизведения деталей, хода мысли героя-детектива. В научно-фантастич. новелле отчетливо выступает одна из характерных черт худож. манеры П. — соединение фантастики с внешним правдоподобием («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля» — «The unparalleled adventure of one Hans Pfaall», 1835, «Небывалый аэростат» — «The balloon-hoax»). Для нек-рых новелл этого жанра характерно нагнетание чудовищного, сверхъестественного («История Артура Гордона Пима», «Рукопись, найденная в бутылке»). Иррациональное, мистическое, эстетизация страданий, смерти, ужасов особенно свойственны «страшным» рассказам П. Во многих из них человек изображен как жалкая игрушка
812
каких-то загадочных сил или как жертва врожденных патологич. страстей («Черный кот» — «The black cat», 1843; «Демон извращенности» — «The imp of the perverse», 1844). Порочность, жестокость изображаются как разрушит. сторона человеч. натуры. Правдивое раскрытие душевного состояния героя сочетается с биологич. истолкованием, эстетизацией его изломанной психики («Падение дома Эшеров» — «The fall of the house of Usher», 1839, «Преждевременное погребение» — «The premature burial», 1844, и др.). В отд. рассказах («Низвержение в Мальстрем», 1841; «Колодец и маятник», 1843) изображение ужасов и страданий сопровождается обнажением интенсивно работающей аналитич. мысли героя. В основе юмористич. рассказов П. часто лежит забавный анекдот («Очки», 1844, и др.). К традициям амер. юмора близок рассказ «Жульничество как одна из точных наук». Социально-критич. струя пробивается в сатирич. рассказах; насмешливые, антифилистерские интонации звучат в рассказе «Черт на колокольне» (1839); антибурж. направленность отличает новеллу «Деловой человек» (1840); в гротескно-сатирич. плане представлена продажная бурж. пресса в рассказах «Литературная жизнь Каквас Тама, эсквайра» (1844), «Как написать новеллу для журнала „Блэквуд“».
«Собрание поэм» (Нью-Йорк, 1943). Илл. Х. Стайнера-Прага.
«Колокола» и др. поэмы (Париж, 1913). Фронтиспис Э. Дюлока.
Одна из центр. тем зрелых стихов П. — тема скорби, отчаяния лирич. героя, потерявшего свою возлюбленную («Улялюм», «Аннабель Ли», 1849). Тот же мотив, перерастающий в финале в мотив безысходного отчаяния вообще, определяет искусное использование худож. средств в поэме «Ворон». Изощренное иск-во звукописи, ритмич. богатство налицо в «Колоколах», где, подражая различным ритмам колокольного звона, П. передает разнообразные эмоции. На слова По С. В. Рахманинов создал вокально-симфонич. кантату «Колокола» (1913). Критич. статьи П. о Ф. Купере, Н. Хоторне, Г. У. Лонгфелло и др. говорят о его высокой требовательности и содержат немало тонких наблюдений, мыслей по вопросам поэтики. Творчество П. оказало влияние на франц. и рус. символистов. Рус. переводы его стихов сделаны Д. С. Мережковским, К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, сов. переводчиками.
813
Соч.: The Works, v. 1—4, Edin., 1874—75; The works, v. 1—10, Chi., 1894—1901; The complete poetical works, N. Y., [1922]; The complete poems and stories, v. 1—2, N. Y., 1946; The letters, v. 1—2, Camb. (Mass.), 1948; Tales, poems, essays, L. — Glasgow, [1952]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., кн. 1—12, СПБ., 1914; Полн. собр. поэм и стихотворений. Пер. и предисл. В. Брюсова, М. — Л., 1924; Избранное. Предисл. М. Бобровой, М., 1959.
Лит.: Динамов С., Творчество Э. По, в его кн.: Заруб. лит-ра, М., 1960; Сильман Т. И., Э. По, в кн.: История амер. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1947; Эйшискина Н., Э. По, его жизнь и творчество, «ВЛ», 1963, № 10; Паррингтон В. Л., Э. А. По. Писатель-романтик, в его кн.: Осн. течения амер. мысли, т. 2, М., 1962; Уитмен У., Значение Э. По, Избранное, М., 1954; Quinn A. H., E. A. Poe. A critical biography, N. Y. — L., 1942; Allen H., Israfel. The life and times of E. A. Poe, N. Y. — Toronto, 1949; Braddy H., Glorious incense. The fulfilment of E. A. Poe, Wash., 1953; Winwar F., The haunted palace... A life of E. A. Poe, N. Y., 1959; Buranelli V., E. A. Poe, N. Y., 1961; Moss S. P., Poe’s literary battles, Durham (N. C), 1963; Porges I., E. A. Poe, Phil. — N. Y., 1963; Wagenknecht E., E. A. Poe. The man behind the legend, N. Y., 1963; Davidson E. H., Poe. A critical study, Camb., 1964; The recognition of E. A. Poe. Selected criticism since 1829. Ed. by Eric W. Carlson, Ann Arbor, 1966.
А. И. Лозовский.