Михайлов А. Д., Занд М. И. Плутовской роман // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 806—809.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-8061.htm

- 806 -

ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н (исп. Novela picaresca; франц. roman picaresque; нем. Schelmenroman; англ. picaresque novel) — роман, в центре к-рого — похождения ловкого пройдохи, мошенника, авантюриста (пикаро), большей частью выходца из низов общества или

- 807 -

представителя обнищавшего, деклассированного дворянства. Социальная принадлежность героя строго обусловлена. Пикаро — это бездомный бродяга, рыцарь удачи, ни перед чем не останавливающийся; но он стал таким из-за бесчеловечных законов, царящих в обществе. Т. о., пикаро — порождение окружающей его среды. Образ этот возник на почве захлестнувшего всю Европу бродяжничества, ставшего для ряда стран (напр., Испании, Англии) нац. бедствием. Появление пикаро — это как бы неизбежные издержки прогрес. переворота (экономического и культурного) эпохи Возрождения.

Тип предприимчивого аморального пройдохи был известен уже антич. лит-ре (слуги в комедиях Плавта, нек-рые персонажи в «Сатириконе» Петрония и соч. Лукиана), лит-ре средневековья и Раннего Возрождения (персонажи фарсов, фаблио, шванков, новелл Дж. Боккаччо и Ф. Саккетти), но он был лишен социальной определенности пикаро. Более близок к героям П. р. Панург из «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле и протагонисты нек-рых немецких «народных книг», но и здесь еще отсутствовал центр. мотив П. р. — одиночество героя во враждебном обществе.

Первые П. р. появились в Испании. Прообразом их была «Селестина» Фернандо де Рохаса (конец 15 в.) — диалогизированный роман из жизни гор. дна. Но первым подлинным П. р. стала анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» (1554), послужившая образцом для многочисл. вариаций жанра. Эта книга много раз переиздавалась и была переведена на европ. языки. В ней уже наметились черты П. р. как жанра, оставшиеся почти неизменными и в последующие века. В «классическом» П. р. повествование чаще всего строится как устный рассказ героя о своей жизни или как его записки, воспоминания. Поэтому П. р. не знает сложной композиции, он развивается строго хронологически, начиная с детства героя. Единственная роскошь, которую он может себе позволить, — это прерывающие развитие основного действия вставные новеллы. Обычно герой П. р. — слуга, но не по профессии, а в силу необходимости; частая смена хозяев позволяет ему познакомиться с разными социальными типами. Поэтому картина жизни в П. р. чрезвычайно многообразна и правдива. Причем дана не парадная ее сторона, а изнанка, задворки. Изображение теневых сторон жизни придает комизму П. р. грубый, «физиологический» характер. Для героя П. р. типично иронич. отношение к окружающим, постоянное разоблачение их пороков, что оправдывает его собств. аморальность. Еще одна черта пикаро — полное приятие установившегося порядка вещей, нежелание его ломать, беспомощность перед лицом судьбы, изменчивой, жестокой и алогичной. Для ряда П. р. характерен также мотив воспитания героя, но чаще всего это воспитание жизнестойкости и аморальности.

М. Алеман. «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» (Гаага, 1777). Фронтиспис.

М. Алеман. «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» (Гаага, 1777). Фронтиспис.

Наиболее значительным и популярным П. р. было «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» (1599—

- 808 -

1604) М. Алемана-и-де-Энеро. Здесь были подчеркнуты индивидуализм героя, переживаемый им внутр. разлад и вместе с тем возникновение у него чувства собственного достоинства. Эта противоречивость характера героя явилась отражением эстетич. норм. барокко. Образ пикаро появляется в «Дон Кихоте» М. Сервантеса, в его комедии «Педро Урдемалас» и новеллах. Вскоре после Алемана-и-де-Энеро пишет свой П. р. Ф. Кеведо-и-Вильегас — «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» (изд. 1626), где дана правдивая картина исп. об-ва, окрашенная чертами трагизма. Затем последовали «Занимательное путешествие» (1603) А. Рохаса Вильяндрандо, «Плутовка Хустина» (1605) Ф. Лопеса де Убеды, «Маркос де Обрегон» (1618) В. Эспинеля, «Алонсо, слуга многих господ» (1624—26) Х. де Алькала Яньеса и др. С явной симпатией рисует своих героев А. де Салас Барбадильо, автор П. р. «Дочь Селестины» (1612), «Бедный кордовец Педро Урдемалас» (1620) и «Удачливый глупец» (1621). Силен чисто развлекат. элемент в книгах А. де Кастильо-и-Солорсано «Тереса Мансанарес» (1632), «Приключения цирюльника Трапаса» (1637), «Севильские плуты» (1642). К жанру П. р. примыкает книга Л. Велеса де Гевары «Хромой бес» (1641), в к-рой образ пикаро оттеснен на задний план остро сатирич., гротескным изображением исп. жизни.

А. Р. Лесаж. «История Жиль-Блаза...» (Амстердам, 1755).

А. Р. Лесаж. «История Жиль-Блаза...» (Амстердам, 1755).

Исп. П. р. оказал воздействие на развитие прозы в др. странах. Не без влияния «Ласарильо с Тормеса...» написан англ. роман Т. Нэша «Злосчастный путешественник, или Жизнь Джека Уилтона» (1594). В Германии появляются многочисл. переводы и переработки исп. П. р., выступают авторы оригинальных романов, в основе сюжета к-рых лежала нем. действительность: И. М. Мошерош, автор «Филандера» (1640) и Х. Я. К. Гриммельсхаузен, автор «Симплициссимуса» (1669). Во Франции в 17 и 18 вв. исп. П. р. были очень популярны. Под их влиянием сложился франц. тип П. р. (Ш. Сорель, П. Скаррон), в к-ром чувствуется пародирование прециозной литературы. В этих книгах образ пикаро переживает существ. изменения: он лишен чувства одиночества и готов, воспользовавшись обстоятельствами, начать добропорядочную жизнь. В ряде романов (напр., А. Фюретьера) образ плута вообще оттеснен на задний план. Ближе к исп. образцам книги А. Р. Лесажа «Хромой бес» (1707) и «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1715—35). «Жиль Блаз» вызвал мн. подражаний («Английский Жиль Блаз» Томпсона и др.). К жанру П. р. могут быть причислены «Удачливый крестьянин» (1734—35) П. Мариво, романы Н. Ретифа де Ла Бретона, а в англ. литературе 18 в. — «Молль Флендерс» (1722) Д. Дефо, «История приключений Джозефа Эндруса» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Г. Филдинга, «Приключения Родрика Рэндома» (1748) и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Т. Смоллетта. Из Испании П. р. проник в Лат. Америку (романы Х. Х. Фернандеса де Лисарди и др.).

- 809 -

Еще до знакомства с зап.-европ. П. р. возникает рус. сатирич. бытовая повесть 17 — нач. 18 вв. («Повесть о Фроле Скобееве» и др.), оказавшая нек-рое влияние на развитие плутовского жанра в России, к-рый расцвел в 18 в. под воздействием франц. переводов и переделок исп. П. р. Плутовский жанр в рус. лит-ре представлен М. Д. Чулковым («Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», 1770), Матвеем Комаровым и др. По типу П. р. построены книги В. Т. Нарежного («Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова», 1814), Ф. В. Булгарина («Иван Выжигин», 1829), А. Ф. Вельтмана («Приключения, почерпнутые из моря житейского», 1846—1863). Нек-рыми худож. приемами П. р. пользовались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.

М. Комаров. «Обстоятельные и верные истории двух мошенников...» (Москва, 1794). Титульный лист.

М. Комаров. «Обстоятельные и верные истории двух мошенников...» (Москва, 1794). Титульный лист.

На Востоке к европ. П. р. ближе всего плутовская новелла — т. н. макама — непосредств. предшественница и, вероятно, первонач. модель европ. П. р., к-рый в своих первых образцах м. б. интерпретирован как цикл излагаемых в хронологич. порядке макам, где образ героя контаминировался с образом рассказчика. Отсутствие образа рассказчика наблюдается уже в одной из макам аль-Харизи. Недавние исследования устанавливают араб. источники нек-рых сюжетов «Ласарильо с Тормеса...».

Близки к европ. П. р. также нек-рые кит. хуабэни 16—17 вв., в т. ч. ряд повестей из «Троесловия» Фэн Мэн-луна и «Рассказов совершенно удивительных» Лин Мэн-чу.

Лит.: Стороженко Н., Возникновение реального романа, в его кн.: Из области литературы, М., 1902; Петров Д. К., Испанские авантюристы XVI—XVII столетий, в кн.: Сборник статей, посвященных В. И. Ламанскому, СПБ, 1907; Пиксанов Н. К., Старорусская повесть, М., 1923; Переверзев В. Ф., У истоков рус. реального романа, М., 1937; Кожинов В., Происхождение романа, М., 1963; Пинский Л., Испанский плутовской роман и барокко, «ВЛ», 1962, № 7; Garriga F. J., Estudio de la novela picaresca española, Madrid, 1891; Chandler F. W., Romances of Roguery, pt 1, N. Y., 1899; Schultheiss A., Der Schelmenroman der Spanier und seine Nachbildungen, Hamb., 1893; Warren F. M., History of the novel previous to the seventeenth century, N. Y. — L., 1895; De Hann F., An outline of the history of the novela picaresca in Spain, Hague, 1903; Reynier G., Le roman réaliste au XVII siècl., P., 1914; Suàrez M., La novela picaresca y el pícaro en la literatura española, Madrid, 1926; Valbuena Prat A., La novela picaresca española, 3 ed., Madrid, 1956; Striedter J., Der Schelmenroman in Russland, B., 1961.

А. Д. Михайлов, М. И. Занд (плутовской жанр на Востоке).