801

«ПЛЕЯ́ДА» («Pléiade») — франц. поэтич. школа эпохи Возрождения, названная в подражание группе из семи александрийских поэтов 3 в. до н. э. (греч. πλειάς). Возникла в 1549, до 1553 именовалась «Бригадой». Деятельность «П.» протекала в 3-й четв. 16 в. По данным первого историка «П.» Клода Бине (ок. 1553—1600), в нее входили ученый-гуманист и лат. поэт Жан Дора (1508—88) и его ученики: П. де Ронсар, Ж. Дю Белле и Ж. А. де Баиф, а также Э. Жодель, Р. Белло и П. де Тийар. Кроме того, к «П.» можно причислить Ж. Пелетье дю Манса Г. Дезотеля (1529—81?), Ж. де Лаперюза (1529—54). Вообще же вся 2-я пол. 16 в. во Франции прошла под знаком «П.», ее учениками и последователями считали себя почти все поэты тех лет. Большинство членов «П.» и близких к ней поэтов были представителями мелкопоместного провинц. дворянства, мечтавшего о единой сильной стране и поддерживавшего королевскую власть. «П.» — первая нац. поэтич. школа эпохи Возрождения, совершившая смелую реформу лит-ры. Эта реформа была провозглашена в трактате Дю Белле «Защита и прославление французского языка» (1549), сыгравшем роль манифеста «П.». На формирование теоретич. взглядов поэтов «П.» оказала влияние деятельность итал. поэтов во главе с П. Бембо и нек-рые идеи Платона (в частности, его учение о поэтич. вдохновении). Отд. мысли «П.» были предвосхищены «Лионской школой», Ж. Пелетье дю Мансом и Т. Себилле в его «Поэтическом искусстве» (1548). Гуманистически образованные поэты «П.» сами немало писали на древних языках, но в программных выступлениях осудили чрезмерное увлечение латынью и греческим. Осудили и переводы с греч. и лат. языков.

«П.» ввела во франц. лит-ру такие жанры, как ода, сонет, элегия, эклога, комедия и трагедия, призывала к созданию эпич. поэм на сюжеты из нац. истории и новой «ученой» драматургии. Осуждая бесплодные формальные упражнения поэтов предшествующего периода (т. н. великих риториков) и бездумную придворную лирику Сен-Желе, «П.» отстаивала высокое обществ. значение поэзии и ее творцов. Осознав себя именно как нац. поэтич. школу, «П.» выдвинула на одно из первых мест гражданств., патриотич. тему. В творчестве членов «П.» впервые в истории франц. лирики были воплощены поэтич. образы природы. Но и любовная лирика «П.» выходит за рамки подражательного европ. петраркизма 16 в. В 50-е гг. была с успехом завершена реформа лит-ры, созданы наиболее значит. произв. поэтов «П.». В период «Религиозных войн» (1562—94) активность «П.» заметно пошла на убыль. В позднем творчестве членов «П.» постепенно формируется классицистич. стиль. Ф. Малерб, Н. Буало отрицательно отнеслись к «П.», но во многом развивали ее идеи. Творчество «П.» оказало сильное воздействие на Ф. Сидни и Э. Спенсера в Англии, на М. Опица и Г. Векерлина в Германии, на Я. Кохановского в Польше, Й. Вондела в Голландии, на Т. де Беза в Швейцарии, Г. Кьябреру в Италии.

Публ.: La Pléiade française, publ. par Ch. Marty Laveaux, v. 1—19, Appendice, v. 1—2, P., 1866—98; Brodin S., Pléiade française. Choix de textes, Mil., 1949; в рус. пер. — Поэты франц. Возрождения. Антология, сост. и автор предисл. В. М. Блюменфельд, Л., 1938.

Лит.: Гуковская З. В., Из истории лингвистич. воззрений эпохи Возрождения. (Теория языка у «Плеяды»), Л., 1940; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 269—303; Petitjean E.-G., Étude sur la Pléiade et sur son influence, P., 1862; Sainte-Beuve Ch.-Aug., Tableau historique

802

et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle, nouv. éd., P., [1869]; Rosenbauer A., Die poetischen Theorien der Plejade nach Ronsard und Dubellay, Lpz., 1895; Neri F., Il Chiabrera e la Pleiade francese, Torino, 1920; Raymond M., L’influence de Ronsard sur la poésie française, t. 1—2, P., 1927, 2 éd., P., 1966; Clements R.-J., Critical theory and practice of the Pléiade, Camb., 1942; Weber H., La création poétique au XVI siècle en France, t. 1—2, P., 1956; Chamard H., Histoire de la Pléiade, nouv. éd., v. 1—5, P., 1961—63.

А. Д. Михайлов.