- 790 -
ПЛАТО́НОВ, Андрей Платонович [20.VIII(1.IX).1899, Воронеж, — 5.I.1951, Москва] — рус. сов. писатель. В нач. 20-х гг. сменил фамилию Климентов на фамилию П. Род. в семье слесаря ж.-д. мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в гор. училище. Пятнадцати лет начал работать. Еще подростком писал стихи, к-рые печатались после революции в местных газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Работал в редакции газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», в журн. «Железный путь». Рассказы и статьи П. публикуются и в моск. журн. «Кузница», «Красная нива». Участник гражд. войны. Окончил Воронежский политехнич. ин-т (1924). В 1921 опубл. стихи в сб. воронежских поэтов. В том же году выходит первая публицистич. кн. П. — «Электрофикация», в 1922 (в Краснодаре) — кн. стихов «Голубая глубина». В 1923—26 работает губ. мелиоратором и руководит работами по электрификации с. х-ва. В 1927 П. переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сб. рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 появились еще две книги П. — «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 П. работает над большим романом о революции — «Чевенгур» (опубл. отрывки и первые главы, составившие повесть «Происхождение мастера», 1929).
- 791 -
С 1928 П. активно сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». Для П. — поэта, публициста, прозаика — характерно сложное, нередко трагически-напряженное восприятие противостояния человека и природы, человека и других людей. Революция, в понимании П., — процесс глубоко народный, органический и творческий, вносит разум и красоту во взаимоотношения человека с «прекрасным и яростным миром». Писателя и его героев, — как и всех, кто «учился думать при революции», — волнуют кардинальные философские вопросы. Писатель видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи к-рых человек покоряет стихийные силы природы). Возникает и новая поэтика, в к-рой пластически реализуется худож. ви́дение писателя: новый герой, чаще всего рабочий, мастеровой, размышляющий о своем ремесле, о смысле жизни; система философских понятий-метафор, характерных для поэтич. мышления писателя; необычная лексика и стилистика. «Неправильная» гибкость языка П., прекрасное «косноязычие» его, «шероховатость» фраз, особые, столь характерные для народной речи, «спрямления» — все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, «примеряется» к действительности.
Писателя, органически связанного с революцией, тревожила опасность подмены творчества революц. народа бюрократич. прожектами; в 1926 он пишет сатирич. повесть «Город Градов», в 1929 — рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 — повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру П. Его почти перестают печатать. Однако он продолжает много работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 П. начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевд. Ф. Человеков, А. Фирсов и др.). Здесь публикуются его критич. статьи (в т. ч. «Пушкин — наш товарищ» и «Пушкин и Горький»), рецензии и два рассказа — «Бессмертие» и «Фро». В 1937 выходит кн. «Река Потудань». В этом произв., как и в рассказе «Мусорный ветер», сказалась склонность П. к натуралистич. подробностям и ирреальным ситуациям.
С окт. 1942 и до конца войны П. в качестве спец. корр. газ. «Красная Звезда» находится на фронтах Отечеств. войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отд. сборниками. В 1946 в «Новом мире» появляется рассказ «Семья Иванова», к-рый был объявлен В. В. Ермиловым «клеветническим» («Лит. газета», 1947, 4 янв.; в 1964 критик назвал публикацию своей статьи ошибкой; см. «Лит. газета», 1964, 17 окт.). В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал нар. сказки. После смерти П. осталось большое рукописное наследие.
Соч.: Рассказы о Родине, М., 1943; Через реку, М., 1944; В сторону заката солнца, М., 1945; Солдатское сердце, М. — Л., 1946; Волшебное кольцо, рус. сказки. Пересказал А. Платонов, М., 1960; Избр. рассказы. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1958; Одухотворенные люди. Воен. рассказы, М., 1963; Рассказы. [Вступ. ст. В. П. Дорофеева], М., 1962; В прекрасном и яростном мире. Повести и рассказы. [Вступ. ст. В. Дорофеева], М., 1965; Избранное. [Вступ. ст. Федота Сучкова. Послесл. М. Лобанова], М., 1966.
Лит.: Горький М., Переписка с А. Платоновым, в кн.: Горький и сов. писатели. Лит. наследство, т. 70, М., 1964; Келлер В., Андрей Платонов, «Зори», 1922, № 1; Брюсов В., Среди стихов, «Печать и революция», 1923, № 6, с. 63—70; Авербах Л., О целостных масштабах и частных Макарах, «На лит. посту», 1929, № 21—22; Майзель М., Ошибки мастера, «Звезда», 1930, № 4; Фадеев А., Об одной кулацкой хронике, «Кр. новь», 1931, № 5—6; О хороших рассказах и редакторской рутине. [Ред. ст.], «Лит. критик»,
- 792 -
1936, № 8; Гурвич А., Андрей Платонов, «Кр. новь», 1937, № 10; Платонов А., Возражения без самозащиты. [Ответ А. Гурвичу], «Лит. газета», 1937, 20 дек.; Гурвич А., Ответ товарищу Платонову, «Лит. газета», 1937, 26 дек.; Порочная критика. [Ред. ст.], «Лит. критик», 1937, № 9; Гроссман В., Добрый талант, «Лит-ра и жизнь», 1960, 7 июля; Гладков А., В прекрасном и яростном мире (О рассказах Андрея Платонова), «Новый мир», 1963, № 11; Ландау Е., Странный и обыкновенный человеческий взгляд, «Новый мир», 1965, № 6; Лобанов М., Сокровенное в человеке, «Москва», 1964, № 11; Турбин В., Мистерия Андрея Платонова, «Мол. гвардия», 1965, № 7; Боровой Л., «Ради радости» (Андрей Платонов), в его кн.: Язык писателя, М., 1966; Метченко А., О социалистич. и критич. реализме, «Москва», 1967, № 6; Шубин Л. Андрей Платонов, «Вопр. лит-ры», 1967, № 6.
Л. А. Шубин.