762
ПИ́СЕМСКИЙ, Алексей Феофилактович [11(23).III.1821, сельцо Раменье Чухломского у. Костромской губ., — 21.I(2.II).1881, Москва] — рус. писатель. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Учился в костромской гимназии (1834—1840), где начал пробовать свои силы как беллетрист. Окончил математич. отделение Моск. ун-та (1844). Ок. 10 лет был на гос. службе — в Костроме и Москве. Выступил в печати с рассказом «Нина» (1848). Первый роман П. «Боярщина» (1846, опубл. 1858) написан в духе натуральной школы 40-х гг. Известность пришла к П. после опубл. повести «Тюфяк» («Москвитянин», 1850). Затем появились повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции: «Комик» (1851), «Богатый жених» (1851), «M-r Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и др. К ним примыкают комедии П. «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853). В эти же годы П. опубл. рассказы из крест. жизни: «Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855). А. А. Григорьев первый заговорил о П. как зачинателе нового течения, противоположного натуральной школе, ибо П. относится к униженным и оскорбленным, «как следует, комически», причины их страданий видит не в окружающей обстановке, а в самой натуре этих людей (см. «Москвитянин», 1853, т. 1, с. 29). А. В. Дружинин провозгласил П. одним из основателей школы чистого и независимого творчества, Н. Г. Чернышевский же утверждал, что П. идет «...тем путем, который проложил Гоголь ...Но чувство у него выражается не лирическими отступлениями, а смыслом целого произведения» (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 569, 571). П. не видел в дворянской среде людей, способных сопротивляться влиянию ее бесчеловечной морали, поэтому ирония — одно из гл. свойств его стиля — распространялась почти на всех героев П., в т. ч. и на тех, кто рядился под «лишнего человека». Поиски полезной деятельности чужды этим героям, светское общество они осуждают лишь на словах. Дворянская жизнь обедняет и опошляет мечту человека. В эти годы П. только в народе находил людей цельных, таких, как Климентий («Питерщик»), Петр Алексеевич («Плотничья артель»). Он видел в характере крестьян и черты лакейской развращенности («Леший», «Старая барыня»).
Завершением «костромского» периода творчества П. были роман «Тысяча душ» (1858) и драма «Горькая судьбина» (1859, пост. 1863). В «Тысяче душ», самом значит. своем произв., П. создал обширную картину рус. жизни предреформенной поры, и особенно «деловых» отношений между людьми. «Деловой» мир представлен князем Раменским, в образе к-рого воплощены цинизм и развращенность дворянских верхов. Гл. герой романа — Калинович, разночинец, к-рый добивается карьеры и богатства, но в конце романа становится борцом с злоупотреблениями. Тенденциозность этой перемены была причиной осуждения романа Н. А. Добролюбовым (см. Собр. соч., т. 6, 1963, с. 98). «Горькая судьбина» — одна из лучших пьес рус. драматургии. Точность социальных характеристик углубляется верным раскрытием душевной жизни героев, трагедии, разразившейся в крест. семье.
763
В 1857—60 П. совм. с А. В. Дружининым, а в 1860—63 единолично редактировал «Библиотеку для чтения». В эту пору П. выступил с грубыми нападками на революц. движение — в фельетонах (псевд. Никита Безрылов) и в романе «Взбаламученное море» (1863). Дворянско-чиновничья среда изображена в романе с той же силой обличения, что и в прежних книгах, но одновременно П. внушал читателю мысль, будто революц. настроения являются плодом дворянского безделья, разновидностью фанфаронства. Осужденный прогрессивной общественностью, П. ушел из журнала. Усиление дворянской реакции подействовало на него отрезвляюще. В романе «Люди сороковых годов» (1869) он попытался заново осмыслить пережитые рус. обществом события. Антинигилистич. тенденция в нем приглушена, однако духовная жизнь 40—60-х гг. изображена обедненно; наиболее полезными деятелями представлены сторонники реакц. утопич. теории бессословного общества во главе с царем. Событиям 60-х гг. посвящен и роман «В водовороте» (1871); П. не отказался в нем от убеждения, что подлинные революционеры — наивные одиночки, часто оказывающиеся орудием авантюристов, но нравств. благородство революционеров для него уже несомненно. Роман получил высокую оценку Л. Н. Толстого (см. Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 273). Гл. темой П. в конце жизни становится бурж. стяжательство: пьесы «Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений», роман «Мещане» (1877). В историч. романе «Масоны» (1880), действие к-рого происходит в 20—30-х гг. 19 в., П. доказывает, что растлевающему влиянию денег противостоят лишь масоны — люди высоких духовных сил.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—24, П. — М., 1895—96; Избр. произв. [Вступ. ст. П. Н. Беркова и М. К. Клемана], Л. — М., 1932; Соч., т. 1—3, М., 1956; Пьесы. [Вступ. ст. М. П. Еремина], М., 1958; Собр. соч., т. 1—9. [Вступ. ст. М. П. Еремина], М., 1959; Письма. Подгот. текста и коммент. М. К. Клемана и А. П. Могилянского, М. — Л., 1936.
Лит.: Чернышевский Н. Г., «Очерки из крестьянского быта» А. Ф. Писемского, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; его же, Заметки о журналах, там же, с. 720; Михайлов М. Л., «Горькая судьбина»..., Соч., т. 3, М., 1958; Писарев Д. И., Писемский, Тургенев и Гончаров. Соч., т. 1, М., 1955; Иванов И. И., Писемский, П., 1898; Виноградов Н. Н., А. Ф. Писемский. (Материалы для его биографии и выяснения процесса творчества), «Изв. ОРЯС», 1916, т. 21, № 2; Пруцков Н. И., Творчество Писемского 40—50-х гг. и гоголевское направление, «Уч. зап. Омского пед. ин-та», 1941, в. 1; Евнин Ф., А. Ф. Писемский, М., 1945; Чичерин А., Писемский и старая Кострома, в сб.: Костромской альманах, Кострома, 1946; Островский А. Н., «Тюфяк», повесть А. Ф. Писемского, Полн. собр. соч., т. 13, М., 1952; Козьмин Б. П., Писемский и Герцен. (К истории их взаимоотношений), в кн.: Звенья, т. 8, М., 1950; Мартынов И. А., Писемский, в кн.: История рус. лит-ры, т. 8, ч. 1, М. — Л., 1956; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
М. П. Еремин.