Хлодовский Р. И. Пико делла Мирандола // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 739—740.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-7392.htm

- 739 -

ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА (Pico della Mirandola), Джованни (24.II.1463, Мирандола, — 17.XI.1494, Флоренция) — итал. писатель, гуманист. Учился в крупнейших ун-тах Италии: в Болонье, Ферраре, Падуе. В 1484 переехал во Флоренцию, где подружился с М. Фичино, А. Полициано и др. гуманистами. В 1486 П. д. М. пытался организовать в Риме диспут, на к-ром хотел защищать 900 тезисов, отчасти сформулированных им самим, отчасти заимствованных у рим., греч., араб., евр. мыслителей. Тезисы (conlusiones) затрагивали проблемы физики, математики, метафизики, теологии, диалектики и т. д. Диспуту П. д. М. намеревался предпослать вступит. речь, опубл. впоследствии под назв. «О достоинстве человека» («De hominis dignitate»). В ней прославлялись творч. возможности человека, свобода к-рого не ограничена ни законами природы, ни волею бога. Диспут был запрещен папой Иннокентием VIII, усмотревшим в тезисах мысли, направленные против католич. религии. П. д. М. пытался оправдаться в «Апологии» («Apologia»), но это привело к запрещению всех его соч.; спасаясь от преследований, П. д. М. бежал во Францию, где был схвачен папскими агентами и заключен в Венсеннский замок. Освобожденный

Пико делла Мирандола

- 740 -

королем Карлом VIII, он в 1488 вернулся во Флоренцию под защиту Лоренцо Медичи. Там он закончил свое соч. на лат. яз. «Гептапл, семь способов изложения сотворения мира в течение шести дней» («Heptaplus, de septiformi sex dierum Geneseos enarratione», 1490), к-рое было сразу же запрещено церковью. В «Гептапле» получила развитие гуманистич. концепция человека как венца творения, как созидательного начала бытия. В своих философских построениях П. д. М. пытался обобщить опыт предшествующих философских религ. учений, ибо каждое из них, по его мнению, содержало элементы абсолютной истины. Попыткой примирения Аристотеля с Платоном был трактат П. д. М. «De ente et uno» («О сущем и едином», 1496). В 1487 он написал комментарий к «Канцоне о любви» («Canzona de Amore») Дж. Бенивьени, в к-ром развивал неоплатонич. теории прекрасного.

П. д. М. пользовался огромной известностью у современников, видевших в нем «чудо века»; А. Полициано называл его «фениксом гения», а Н. Макиавелли считал его «человеком почти божественным». Идеи и концепции П. д. М. были одной из вершин итал. гуманизма и оказали влияние на развитие ренессансной культуры, хотя мировоззрение его было противоречивым; прославление творческой мощи гармоничного человека сочеталось у него с нек-рым мистицизмом. В конце жизни стал последователем Дж. Савонаролы.

Соч.: De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Opera omnia, v. 1—2, Basileae, 1572—73; I sonetti di G. Pico della Mirandola, [publ.] per L. Dorez, Roma, 1894; в рус. пер. — Речь о достоинстве человека, в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962.

Лит.: Арсеньев Н. С., Платонизм любви и красоты в лит-ре эпохи Возрождения, «ЖМНП», 1913, № 1—2; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Патер В., Пико дела Мирандола, в его кн.: Ренессанс. Очерки искусства и поэзии, [М., 1912]; Гаспари А., История итал. лит-ры, т. 2, М., 1897; Монье Ф., Опыт лит. истории Италии XV в. Кваттроченто, СПБ, 1904; Garin E., Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina, Firenze, 1937; Saitta G., Il pensiero italiano nell’ Umanismo e nel Rinascimento, v. 1, Bologna, 1949; Rossi V., Il Quattrocento, Mil., 1953; Testa N. Y., Di G. Pico della Mirandola e dei suoi contributi in rima alla lirica del Quattrocento, Aquila, 1902.

Р. И. Хлодовский.