731

ПЕТРУ́ШКА — гл. действующее лицо в пьесах рус. кукольного театра, носящего то же название. Образ П. восходит, очевидно, к итал. Пульчинелла, перешедшему и во франц. нар. театр. Представление П. в России зафиксировано еще в 1636 Адамом Олеарием, путешествовавшим по Московии. Представления П. пользовались популярностью даже в 19 и нач. 20 вв. Кукольника, дававшего традиц. представления во время нар. гуляний, сопровождал музыкант, позднее обычно шарманщик, к-рый вел разговор с куклой П. Шарманщик

732

был как бы связующим звеном между деревянным актером и публикой. В кукольной драме наиболее часто выступали след. персонажи: Петрушка, его супруга, цыган, доктор, квартальный, немец, собака. В пьесе широко применялась импровизация. В разл. вариантах вводились новые действующие лица. Диалоги в драме часто были построены на игре слов, на омониме, оксюмороне, синониме, реализации метафоры и т. п. Рус. петрушечники нередко делали политич. выпады на злобу дня и преследовались полицией. Традиции нар. кукольного театра хранят лучшие кукольники совр. проф. театра.

Уличное представление в 17 в. Из книги Олеария «Описание путешествия в Московию». 1656.

Уличное представление в 17 в. Из книги Олеария «Описание путешествия в Московию». 1656.

Лит.: Рус. нар. драма XVII—XX вв. Тексты пьес и описания представлений. Ред., вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова, М., 1953; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Рус. устная нар. драма, М., 1959; Цехновицер О., Еремин И., Театр Петрушки, Л., 1927; Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, в кн.: Ежегодник имп. театров. Сезон 1894—1895 гг. Приложения, кн. 1, СПБ, 1895; Богатырев П., Чешский кукольный и рус. нар. театр. Сб. по теории поэтич. языка, в. 6, Берлин — П., 1923; Алферов А., Петрушка и его предки, в кн.: Алферов А. и др., Десять чтений по литературе, 4-е изд., М., 1915.

П. Г. Богатырев.