Елина Н. Г. Петраркизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 720—721.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-7201.htm

- 720 -

ПЕТРАРКИ́ЗМ — направление в поэзии эпохи Возрождения, ориентировавшееся на лирику Ф. Петрарки. Из Италии П. распространился в др. страны. В итал. лит-ре во 2-й пол. 15 в. мн. поэты (А. Тебальдео, С. Чиминелли, Ф. Галеота и др.) подражали, хотя и несколько упрощенно, Петрарке. Его лирика, проникающая в душевный мир личности, отвечала возникшему интересу к индивидуальности человека. Но лишь в 16 в. П. оформился как лит. течение и приобрел программный характер. П. отчасти связан и с обращением к идеалистич. философии платонизма, как попыткой снять противоречие между стихийно материалистич. духом Ренессанса и спиритуализмом ср.-век. христианства. Отсюда толкование воспетого Петраркой возвышенного яувства к женщине как нечувственной платонич. любви. Кроме того, изучение античности имело следствием эстетику, главное требование к-рой — идеальная форма, воспроизводящая нормативный образец. Таким совершенным образцом считали поэзию Петрарки, отличавшуюся изяществом и утонченным благородным языком.

Родоначальником П. как лит. течения был П. Бембо. На основе творчества Петрарки, а также Дж. Боккаччо, Бембо боролся за единый «очищенный» лит. язык («Рассуждение в прозе о народном языке» — «Prose della volgar lingua», 1525). В своих стихах (rime) Бембо подражал сонетам и канцонам Петрарки, сохраняя верность его стилю. У др. поэтов-петраркистов, не только варьирующих мотивы поэзии Петрарки, но и заимствующих его тропы, фигуры (излюбленная антитеза) и лексику, свойственная его стилю аффектированность усиливается. Из соч. петраркистов выделяются сонеты Дж. делла Каза (1503—56), Дж. Гуидиччони (1500—1541), А. Каро (1507—66), Г. ди Тарсия (1520—53). Среди петраркистов — много поэтесс (В. Колонна, 1490—1547, И. ди Морра, 1520—48, Г. Стампа, 1523—54, и др.), воспевающих мужей и возлюбленных, поэтизирующих любовную тоску. Особое место в поэзии П. занимает философ. лирика Микеланджело. Создавший определенную стилистич. норму для итал. лит. языка, П. оказал влияние на лирику Т. Тассо и поэзию 17 в. (см. Маринизм). Вместе с тем П. вызвал обратную реакцию: появилась сатирич. поэзия, пародирующая его условность и гиперболы (Ф. Бёрни и др.).

Важную роль сыграл П. в развитии поэзии мн. европ. стран, на культуры к-рых оказал влияние итал. Ренессанс. В нач. 16 в. франц. поэты подражали ранним и итал. петраркистам (М. де Сен-Желе), переводили самого Петрарку на франц. яз. (К. Маро), усваивая его формальные приемы. Но лишь в 30—40-е гг. 16 в. возникает настоящее увлечение Петраркой, когда к нему обратились поэты Лионской школы, в т. ч. М. Сев (сб.

- 721 -

«Делия»). Они глубже проникали в лирику П. и оригинальнее использовали ее мотивы. Большую роль сыграла поэзия Петрарки в формировании творчества поэтов Плеяды, разрабатывавших жанр сонета (Ж. Дю Белле в сб. «Олива», П. Ронсар в цикле «Любовь к Кассандре») как стихотв. формы, к-рая должна выражать высокие и серьезные чувства. Их П. связан с гуманистич. представлением о значительности духовного мира человека. Творчески осваивая лирику Петрарки, они вскоре отказались от подражания ему и начали создавать нац. поэзию. В Англии развитие П. началось в 30—40-е гг. 16 в. Поэты Т. Уайет и Х. Сарри не только переводили Петрарку, но, опираясь на него, произвели реформу англ. стихосложения, внесли в англ. поэзию сонет. Так сложилась целая школа англ. петраркистов, оказавших нек-рое влияние и на Ф. Сидни, Э. Спенсера и У. Шекспира. В Испании влияние Петрарки впервые проявилось в творчестве поэта 1-й пол. 15 в. И. Сантильяна, к-рому обязан рождением исп. сонет. В 16 в., по мере того как Испания завоевывала Италию, влияние достигшей более высокого уровня итал. лит-ры на испанскую усиливалось. В 30-е гг. 16 в. возникла школа петраркистов, родоначальником к-рой был Х. Боска Альмогавер, а наиболее видным представителем — Г. де ла Вега, авторы любовных сонетов и канцон в манере Петрарки. Но в Испании П. встретил и ожесточенных противников, защищавших нац. формы поэзии (К. де Кастильехо и др.). Тем не менее петраркистская поэзия просуществовала здесь до конца 16 в. и в круг ее до нек-рой степени входит творчество поэта Ф. де Эррера. В зап.-слав. странах П. зародился в 15 в. с проникновением туда итал. гуманизма и получил развитие в лит-ре Дубровника.

Лит.: Гаспари А., История итал. лит-ры, т. 1—2, М., 1895—97; Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, т. 1—2, пер. с итал. под ред. Д. Е. Михальчи, М., 1963—64; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946; История англ. лит-ры, т. 1, в. 1, М. — Л., 1943; Келли Д., Исп. лит-ра, М. — П., 1923; Тикнор Д., История исп. лит-ры, т. 1—2, М., 1883; Михайлов А. Д., Некоторые черты франц. Возрождения, в кн.: Лит-ра эпохи Возрождения и проблемы всемирной лит-ры, М., 1967; Голенищев-Кутузов И. Н., Ренессансные лит-ры Зап. и Вост. Европы, там же; Боброва Е. И., Клеман Маро как переводчик Петрарки, [Саратов, 1929]; Graf A., Attraverso il Cinquecento, Torino, 1888; Vinciguerra M., Interpretazione del petrarchismo, Torino, 1926; Ferrero G. G., Il petrarchismo del Bembo e le rime di Michelangelo, Torino, 1935; Vianey L., Le pétrarquisme en France au XVI siècle, Montpellier, 1909; Flamini F., Studi di storia letteraria..., Livorno, 1895; Historia general de las literaturas hispánicas, t. 2—3, Barcelona, [1951—53]; Borghesi P., Petrarch and his influence on English literature, Bologna, 1906; Viscardi A., Petrarca e petrarchismo, Mil., [1966].

Н. Г. Елина.