- 714 -
ПЕ́ТЁФИ (Petőfi), Шандор (1.I.1823, с. Кишкёрёш, — 31.VII.1849, с. Фехередьхаза) — венгерский поэт. Отец его, И. Петрович (родом серб), был мясником, мать (словачка по происхождению) — служанкой. Мальчиком П. учился в Пеште (1833—34), Асоде (1835—38), Шельмеце (1838—39), где начал писать стихи; окончить гимназию ему помешало разорение отца, а также увлечение сценой. В 1839 П. — статист Нац. театра, но отчаянная нужда заставляет его в том же году записаться в солдаты. Избавленный от солдатчины болезнью (1841), он ведет полунищую бродячую жизнь; становится странствующим актером; занимается перепиской ведомостей сейма и переводами.
Дагерротип. 1847.
«Витязь Янош» (Бухарест, 1958). Илл. Ф. Кордеску.
Первое стих. П. — «Пьющий» («A borozó») появляется в 1842 в журн. «Athenaeum». В 1844 по рекомендации М. Вёрёшмарти был издан сб. «Стихи» («Versek»). В ранней лирике П. заметно подчас влияние дворянско-патриотич. поэзии с ее мечтательной чувствительностью и отвлеченной патетикой, но уже пробивается и свежее нар. мироощущение, согретый юмором реализм, непримиримое к косности и пошлости бунтарское самоутверждение. Многие песни П.: «Раз на кухню залетел я...» («Befordúltam a konyhára»...), «Любовь...» («A szerelem...», 1843), «Торг» («Alku», 1845) и др. приобрели огромную популярность и распевались в народе. Выраженный в его стихах протест рано принял демократич. окраску: «Против королей» («A királyok ellen»), «Дикий цветок» («A természet vadvirága», 1844). Ирои-комическая поэма «Сельский молот» («A helység kalapácsa», 1844) и фольклорно-сказочная «Витязь Янош» («János vitéz», 1844) знаменуют разрыв с консервативными лжеромантич. канонами, утверждение нового, подлинно нар. содержания и соответствующей ему формы. В первой «высоким штилем» описывалась заурядная драка в корчме; во второй поэтизировался народный герой — смелый, благородный и удачливый крест. парень, к-рый, вопреки всем соблазнам и притеснениям, достигает страны фей и добивается счастья.
- 715 -
Нападки реакц. критики за «грубость» и «безвкусицу», глубокая тревога за страну, судьбу к-рой решало склонное к компромиссам дворянство, — все это привело П. к душевному кризису. Помимо социальных причин, для этого была еще и личная — неудачная любовь. Стихотв. цикл «Тучи» («Felhők», 1845—46) проникнут ощущением дисгармонии бытия, драма «Тигрица и гиена» («Tigris és hiéna», 1845), поэмы «Пишта Силай» («Szilaj Pista», 1846), «Шалго» («Salgó», 1846) и роман «Веревка палача» («A hóhér kötele», 1846) содержат мотивы мести, разочарования в жизни. Исцеляет П. общение с растущим кругом единомышленников (с ними он создает «Общество десяти» для борьбы за демократическую лит-ру), дружба с Я. Аранем и новая, счастливая любовь к Юлии Сендреи, завершившаяся браком (1847). По мере усиления обществ. борьбы лирика П. становится настоящим революционно-романтич. «календарем» ее событий, полнится чувством гражд. ответственности и жаждой действия; соглашательству все решительнее противопоставляется в ней революционно-демократич. программа: «Одно меня тревожит» («Egy gondolat bánt engemet», 1846), «Дворец и хижина» («Palota és kunyhó»), «Поэтам XIX века («A XIX század költői»), «От имени народа» («A nép nevében»), «Герои в дерюге» («Rongyos vitézek», 1847) и др. Тогда же рождается необычная для венг. лит-ры любовная лирика П., воспевающая женщину как товарища в революционно-патриотич. борьбе.
«Избранное» (Москва, 1948). Шмуцтитул Д. Дубинского.
«Апостол» (Будапешт, 1955). Илл. А. Чанади.
Революционное восстание 15 марта 1848, когда П. возглавил пештскую радикальную молодежь и гор. низы, делает его настоящим поэтом-трибуном, требующим углубления революции, полного осуществления нар. прав («Национальная песня» — «Nemzeti dal», «На виселицу королей!» — «Akasszátok föl a királyokat!», «К нации» — «A nemzethez», все — 1848) и др. Проваленный на выборах в Нац. собрание усилиями дворян, П. вступает в революц. армию; в офицерском звании участвует в ее походах, создает много боевых песен, воспевающих героизм солдат, бичующих малодушных. Лирику его по-прежнему характеризует полное внутр. слияние с делом революции. Но именно поэтому в ней возникают и трагич. ноты, вызванные трудностями в стране, воен. превосходством врага, отсутствием др. революц. очагов в Европе: «Ужаснейшие времена» («Szörnyü idő», 1849) и др. Трагична, хотя и освещена надеждой, последняя поэма П. «Апостол» («Az apostol», 1848, полностью опубл. 1874), герой к-рой — революционер, отдающий жизнь за освобождение народа, но не поддержанный им. П. погиб в одном из последних сражений при Шегешваре в стычке с казаками царской России.
- 716 -
Рус. переводы П. (В. Бенедиктов, Ф. Корш, М. Михайлов, А. Михайлов и др.) появляются с 50-х гг. 19 в. В сов. время П. переводили известные сов. поэты Л. Мартынов, В. Левик, Б. Пастернак, Н. Тихонов и др. Творчество П. пользуется широкой популярностью в СССР. Его произв. переведены на языки большинства народов Сов. Союза.
Соч.: Összes költeményei, 1—2 köt., Bdpst, 1966; Összes művei, 1—3 köt., Bdpst, 1955; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—4, М., 1952—53; Избранное, М., 1958.
Лит.: П-ов С., Александр Петефи, венг. поэт, «Рус. слово», 1861, № 3; Михайлов А., Александр Петефи, «Живописное обозрение», 1878, № 21; Н-в Н., Александр Петефи, там же, 1899, № 32; Луначарский А. В., Александр Петефи, «Октябрь», 1925, № 2; Гидаш А., Шандор Петефи, М., 1960, Кун Бела, Шандор Петёфи — поэт мировой свободы, «Ин. лит-ра», 1958, № 3; Гершкович А., Шандор Петефи, М., 1961; Ferenczi Z., Petőfi életrajza, 1—3 köt, Bdpst, 1896; Hatvany L., Igy élt Petőfi, 1—5 köt., Bdpst, 1955—57; Ady E., Ifjú szivekben élek, Bdpst, 1958; Kun B., Irodalmi tanulmányok, Bdpst, 1960; Pándi P., Petőfi, Bdpst, 1961; Illyés G., Petőfi Sándor, Bdpst, 1963.
О. К. Россиянов.