653
«ПЕРЕВА́Л» — лит. группа, возникшая в Москве в конце 1923 — нач. 1924 при журн. «Красная новь». Первоначально была немногочисленна и объединяла молодых писателей, входивших ранее в лит. группы «Октябрь» и «Молодая гвардия». В периодически выходивших сб-ках «Перевал» (1924—28, вышло 6 номеров) участвовали А. Веселый, М. Голодный, М. Светлов, А. Ясный и др. Позже группа увеличилась, и в «Красной нови» (1927, № 2) была опубл. декларация «П.», подписанная более чем 60 писателями, в т. ч. М. Пришвиным, И. Катаевым, Э. Багрицким, Н. Огневым, Н. Дементьевым, А. Караваевой, А. Малышкиным, Дж. Алтаузеном и др. Декларация была направлена против «бескрылого бытовизма» в лит-ре и ратовала за сохранение «преемственной связи с художественным мастерством
654
русской и мировой классической литературы».
Эстетич. платформа «П.» окончательно оформилась к концу 20-х гг. Теоретики «П.» Д. Горбов (в ст. «Поиски Галатеи») и А. Лежнев (в ст. «Вместо пролога») развили нек-рые идеи книги А. Воронского «Искусство видеть мир» (1928): о творческом акте как процессе «снятия покровов», о «непосредственных» впечатлениях как основе худож. творчества. Они выдвинули принципы «искренности» и интуитивизма — «моцартианства» творчества. Идеалистич. тенденции, отрывающие писателя от насущных задач современности, стремление группы к обособлению — все это заставило часть писателей (Э. Багрицкий, М. Пришвин, П. Павленко и др.) в конце 20-х — нач. 30-х гг. уйти из «П.».
Наиболее тесно были связаны с «П.» И. Катаев, Н. Зарудин, М. Барсуков, П. Слетов. Повесть П. Слетова «Мастерство» в известной мере развивала одну из осн. идей «П.» о «моцартианстве» творчества. Программной вещью «П.», отражающей, по словам А. Лежнева, «социальный пафос» группы, считалась повесть И. Катаева «Сердце», хотя его творчество было шире эстетич. принципов «П.».
Критика 20—30-х гг. рассматривала «П.» как враждебную сов. лит-ре организацию, не учитывая сложность лит.-политич. обстановки, в к-рой сформировался «П.», определившую противоречивость творчества его участников. Эстетич. позиции «перевальцев» отражали идейную неустойчивость нек-рых кругов интеллигенции 20-х гг. В то же время они были реакцией на «рационализм» лефовцев и конструктивистов. В связи с резкой критикой «П.», усилившейся в нач. 30-х гг., группа начинает распадаться и после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» прекращает существование.
Лит.: Перевал. Сб. № 1—6, М., 1924—28; Горбов Д., Поиски Галатеи. Статьи о литературе, М., 1929; Ровесники. Сб. № 7—8, М., 1930—32; Перевальцы. Антология, М., 1930; «Перевал» и иск-во наших дней, «Лит. газета», 1930, 14 и 21 апр.; Наша заявка, там же, 1931, 20 мая; Серебрянский М., Эпоха и ее «ровесники», «На лит. посту», 1930, № 5—6; Бочачер М., Гальванизированная воронщина (О «Ровесниках»), «Печать и революция», 1930, № 3; Ольховый Б., Знамя худож. реакции (О лозунгах перевальцев), «Мол. гвардия», 1930, № 10; Глаголев А., О худож. лице «Перевала», «Новый мир», 1930, № 5; Баскевич И., О теоретич. воззрениях «Перевала», «Науч. докл. высш. школы. Филол. науки», 1965, № 1; Очерки истории рус. сов. журналистики. 1917—1932, М., 1966., с. 129—31; Из истории советской эстетич. мысли, М., 1967, с. 519—21.
Н. И. Дикушина.