614
ПА́СКВИЛЬ — сочинение, содержащее заведомо ложные нападки, цель к-рых оскорбить и скомпрометировать к.-л. лицо, группу, партию, обществ. движение, лит. направление и т. п. Название «П.» происходит от имени башмачника Пасквино (Pasquino), жившего в Риме в 15 в., автора едких эпиграмм на высокопоставленных лиц. В 1501 была найдена и установлена во дворце Браши, недалеко от дома Пасквино, античная (ок. 4 в. до н. э.) мраморная скульптура, изображавшая Аякса с трупом Ахилла или Менелая с трупом Патрокла, на к-рой в ср.-век. Риме вывешивались злободневные сатирич. надписи, наподобие того, как это делал Пасквино. Статуя получила название pasquillo (итал.), т. е. маленький Пасквино; прикреплявшиеся к ней сатирич. строки были впоследствии частично изданы под назв. П. Позднее термин «П.» приобрел совр. значение: злобное и ложное обвинение.
П. чаще всего используются как средство дискредитации политич. противников. Напр., книга В. Менцеля «Немецкая литература» (1827; рус. пер. В. Комовского, ч. 1—2, 1837—38) содержала несправедливые нападки на Ф. Шиллера, И. В. Гёте, «безнравственную» франц. лит-ру того времени и т. п. Лит. борьбу против П., созданного Менцелем, вели Л. Бёрне, Г. Гейне, а в России — В. Г. Белинский (ст. «Менцель, критик Гёте»). Книга М. А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I» (1848), представлявшая в ложном свете и чернившая декабристов, была составлена по прямому заданию и при участии Николая I. Для нейтрализации клеветнич. книги Корфа А. И. Герцен и Н. П. Огарев издали сб. «14 декабря 1825 и император Николай» (1858), основанный на документах.
Злобные анонимные П., рассылавшиеся по почте, стали одной из причин дуэли А. С. Пушкина. От пасквильных соч. вынуждены были защищать себя и др.
615
рус. писатели, особенно связанные с освободит. движением: Белинский, Герцен, Н. А. Некрасов, М. Горький. В журн. «Развлечение» (1887, № 36) появился стихотв. П. о Чехове — «Тенденциозный Антон». В рус. лит-ре нек-рые черты П. приобрели антинигилистические романы 19 в. («Марево» В. Клюшникова, «На ножах» Н. С. Лескова, «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского, «Панургово стадо» В. Крестовского и др.).
Будучи явлением предосудительным и «нечистым», П., в противоположность памфлету, к-рому он иногда близок по обличит. публицистич. стилю, не является лит. жанром, «узаконенным» нормативной поэтикой. Всякие попытки создать лит. П. встречают возражения сов. общественности и печати, как это было в случае с «романом-памфлетом» И. Шевцова «Тля» (1964), в к-ром представители сов. худож. интеллигенции подверглись обвинению в аморализме, подлогах, плагиате и т. п. (см. ст. Г. Огнева «Кривое зеркало пошлости», «Комсомольская правда», 1964, 12 ноября).
Лит.: Voigt J., Über Pasquille, Spottlieder und Schmähschriften aus der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts, «Historisches Taschenbuch», 1838, Bd 9; Pasquin et les pasquinades, «Revue Britannique», 1861, t. 3; Schade O., Satiren und Pasquille aus der Reformationszeit, Bd 1—3, Hannover, 1863; Gnoli D., Le origini di maestro Pasquino, Roma, 1890; Bedermeyer G., Schmähschrift, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd 3, B., 1928—29.
А. Л. Гришунин.