- 600 -
«ПАРНА́С» («Parnasse») — назв. группы франц. поэтов, утвердившееся в лит-ре после выхода их сб. «Современный Парнас» («Parnasse contemporain», 1866). Эти поэты, к-рых стали называть парнасцами по ассоциации с вершиной горы Парнас (там, по греч. мифу, обитали Аполлон и музы), отказывались и от бунтарских идеалов романтиков, и от критики действительности реалистами, требуя ухода поэта от современности в мир бесстрастной поэзии, холодных прекрасных форм. Это было «... буржуазным отрицанием буржуазной пошлости...» (Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, см. «Искусство и лит-ра», 1948, с. 308), пассивным протестом, к-рый замыкал поэзию в узкую сферу эстетства. Противопоставление «чистой» поэзии «прозе» действительности, характерное для мн. франц. романтиков, было ясно высказано еще Т. Готье (в предисл. к роману «Мадемуазель Мопен» 1835, и позднее в сб. стихов «Эмали и камеи», 1852). Эта идея «искусства для искусства» сыграла роль и в становлении «П.».
Сб. «Античные стихотворения» (1852) Ш. Леконта де Лиля стал для группы «П.» программным. Пластичность образов, колоритность и изысканность языка, отточенность ритмов и рифм, характерные для стихов Леконта де Лиля, были восприняты многими как манифест новой поэзии. В осн. ядро «П.» вошли поэты Т. де Банвиль (1823—91), Л. Буйе (1824—69), А. Лемуан (1822—1907), Л. Валад (1841—84), А. Глатиньи (1839—73), Л. Дьеркс (1838—1912), Э. Дезессар (1839—1909), А. Казалис (псевд. — Жан Лаор, 1840—1909), Ф. Коппе (1842—1908), К. Мендес (1841—1909), А. Мера (1840—1909), А. Рено (1836—94), Л. К. де Рикар (1843—1911), Сюлли-Прюдом (1839—1907), Ж. М. Эредиа (1842—1905). Большим авторитетом среди них пользовался Банвиль, к-рый в комментариях к сб. «Акробатические оды» (1857) обосновал отказ от бурж. современности тем, что «буржуа — человек, поклоняющийся только пятифранковой монете».
Ш. Бодлер, резко критиковавший в ст. «Языческая школа» (1852) позицию «искусства для искусства», в годы реакции ненадолго сблизился с «П.», опубл. неск. произв., близких по духу поэтам, впоследствии вошедшим в «П.» (сонеты «Красота», «Соответствия»).
Органом парнасцев в 1860 стал журн. «Revue fantaisiste» («Фантастическое обозрение»); его выпускал поэт К. Мендес, руководили им Леконт де Лиль и Банвиль, одно время был привлечен к ред. работе Бодлер. Программа журнала оказалась достаточно широкой для участия в нем литераторов романтич. и даже реалистич. направлений: Ш. Асселино (1821—74), Л. Гозлана (1803—66), Шанфлёри (псевд.; наст. имя — Жюль Юссон; 1821—89). Там же дебютировали Ф. О. М. Вилье де
- 601 -
Лиль-Адан, А. Доде и Л. Кладель, вскоре отошедшие от группы. Журнал прекратил существование в том же году. Местом встреч парнасцев стал также салон жены поэта и издателя Л. К. де Рикара, публиковавшего в своем журн. «Revue de progrès moral, littéraire, scientifique et artistique» («Обозрение нравственного, литературного, научного и художественного прогресса», 1863—1864) стихи участников группы. Но оппозиционно настроенный по отношению к пр-ву, Рикар старался отстаивать в «Revue...» свободу политич. мнений, и цензура прекратила издание. Объединению поэтов способствовали постоянные «субботы» в доме Леконта де Лиля (с 1864). В 1865 Рикар начал издавать журн. «L’art» («Искусство»), где печатались и новые сторонники «чистой» поэзии: П. Верлен (1844—96) и С. Малларме (1842—98). В критич. статьях журнал атаковал «сентиментальную романтику» А. Ламартина и А. де Мюссе; в манифесте, опубл. в одном из первых номеров (автор — Л. Дьеркс), провозглашались требования группы. В янв. 1866 вышел последний номер «L’art». Вскоре начали выходить отд. выпусками книжки стихов под общим назв.: «Современный Парнас. Сборник новых стихотворений» («Parnasse contemporain. Recueil de vers nouveaux»). С марта по июль 1866 поэт и издатель А. Лемер опубл. 18 выпусков. Первый содержал стихи Готье и Банвиля, сонеты Ж. М. Эредиа, поражавшие ослепительностью метафор, бесстрастностью, изысканностью. Второй выпуск был целиком предоставлен Леконту де Лилю. В др. выпусках парнасцы фигурировали вместе с романтиками (бр. Дешан, О. Ваккери и др.). Всего в сб. участвовало 37 поэтов. «Душой» группы оставались Мендес и Рикар.
Первый сборник «Современный Парнас» (Париж, 1866). Титульный лист.
Издание «Современного Парнаса» имело успех, но вызвало споры, критику, памфлеты и пародии (анонимный сб. «Современный Парнасёнок» — «Parnasseculet contemporain», сост. Ж. де Буа, А. Доде, П. Арен и Г. Матье). Прогрессивная критика обвиняла группу в отрыве от действительности. Э. Золя уподобил парнасцев «факирам Индии, затыкающим уши, чтобы их не потревожила внешняя жизнь» («Études et portraits», P., 1867, p. 176). Э. Гонкур в «Дневнике» писал о деятельности «П.»: «Эта ловля блох оглупляет самых одаренных, отвлекает их, занимаясь шлифовкой фразы через лупу, от всего сильного, большого, горячего, что дает жизнь книге» (т. 2, М., 1964, с. 200—01).
Культ формы приводил парнасцев к политич. и моральному индифферентизму, вместе с тем росли разногласия внутри группы. Еще в 1862 вышел сб. «Варварские стихотворения» Леконта де Лиля, полный трагич. пафоса протеста против варварства буржуазии и католицизма. Постепенно углублялся философский пессимизм Сюлли-Прюдома. В нач. 70-х гг. отошел от группы Верлен. Франко-прусская война и новая волна освободит. движения, приведшие к Парижской Коммуне 1871, обострили эти противоречия. Верлен, Рикар и А. Глатиньи стали на сторону Коммуны, Леконт де Лиль, не приняв Коммуны в целом, писал стихи, призывавшие к восстанию («Освящение Парижа») или бичевавшие буржуа и христианство. Появились патриотич. и политич. мотивы в творчестве Банвиля. Др. поэты (Коппе и Мендес) призывали к примирению с реакцией. События
- 602 -
1870—71 задержали выход второго сб. «Современный Парнас» (вышел в конце 1871). Состав его участников возрос до 55 за счет поэтов различных направлений. Среди новых участников ближе к «П.» были молодой А. Франс, а также Луиза Аккерман (1813—90) — автор пессимистически-философских стихов и поэм. Однако, несмотря на обилие парнасской тематики, сб. открывался атеистич. и бунтарской поэмой Леконта де Лиля «Каин», включал философскую и любовную лирику. Стремление Банвиля закрепить формальные достижения парнасцев в «Маленьком трактате о французской поэзии» («Petit traité de poésie française», 1872) и участие многих из них в журналах 70-х гг. не могли остановить распада группы. Третий и последний сб. «Современный Парнас» вышел в 1876. В сущности это была уже просто антология совр. поэзии. Отд. парнасцы (напр., Дьеркс и Эредиа), верные заветам «...этой холодной школы, щеголяющей своим бездушным объективизмом, мраморной красотой формы...» (Горький М., Собр. соч., т. 23, 1953, с. 124), не смогли уже внести ничего нового в деятельность «П.».
Несмотря на идейную ограниченность эстетики «П.», наиболее талантливые его представители внесли значит. вклад в развитие франц. поэзии, обогатили ее язык и ритмы.
Публ. в рус. пер. — Верлен П., Стихи, пер. Ф. Сологуба, 2 изд., М. — П., 1923, Леконт де Лиль Ш., Из четырех книг, пер. И. Поступальского, М., 1960.
Лит.: История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956, с. 582—98; Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960; Mendès C., La légende de Parnasse contemporain, Brux., 1884; Thérive A., Le Parnasse, P., 1929; Vincent Fr., Les Parnassiens. L’esthétique de l’école. Les œuvres et les hommes, P., 1938, Martino P., Parnasse et symbolisme, 7 éd., P., 1947.
М. А. Гольдман.