Степачев Л. М. Парижской Коммуны (1871) литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 597—598.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5971.htm

- 597 -

ПАРИ́ЖСКОЙ КОММУ́НЫ (1871) ЛИТЕРАТУ́РА — творчество писателей, участников или единомышленников Коммуны, первой в мире пролет. революции. В течение 72 дней лит-ра Коммуны не успела развиться и оформиться, хотя отчетливо проявились ее осн. черты — революц. энтузиазм, верность своим идеалам, убежденность в их справедливости. В этот период П. К. л. представлена гл. обр. поэзией: патетической, «программной», прославляющей Коммуну и ее идеалы («Коммуна» А. Вемара); сатирической, разоблачающей врагов Коммуны («Версальцы» Э. Каржа́); юмористической, отражающей события жизни и быта Коммуны (Ж. Б. Клеман, анонимные авторы). Вся эта поэзия тесно связана с повседневной публицистикой, с газетой, брошюрой, листовкой. Среди ее авторов немало безвестных поэтов-песенников из народа.

С разгромом коммунаров и разгулом версальского террора начинается след. период П. К. л., связанный с творч. деятельностью ее авторов в тюрьмах, ссылке, эмиграции. Ненавистью к победившей буржуазии, верой в грядущую победу народа проникнута поэзия коммунаров, брошенных в тюрьмы, как коллективная, так и индивидуальная (Луиза Мишель, К. Гюг, Г. Кремьё, А. Бриссак, Ж. Аллеман).

Наибольшее развитие получило творчество коммунаров, избежавших версальского террора. Так, в парижском подполье в июне 1871 Э. Потье создал стих. «Интернационал», ставшее впоследствии междунар. гимном коммунистов. Эмигрировав в США, он опубл. там поэтич. триптих, посв. борьбе рабочего класса против капитализма (1876). Поэты-эмигранты — Э. Потье, Э. Делорм, Э. Шатлен и др. подводили в своих произв. политич. итоги Коммуны, анализировали ее ошибки. Гневной сатирой, бичующей палачей Коммуны, наполнено в это время творчество поэта-песенника Ж. Б. Клемана, Э. Вермерша. В трудных условиях эмиграции писал видный прозаик Коммуны Ж. Валлес («Лондонская улица», 1884; «Голод в Бюзансе», изд. 1919).

Амнистия коммунарам, вырванная в 1880 у пр-ва Гамбетты, способствовала активизации П. К. л. Появляются сб-ки стихов Потье, Клемана, Шатлена, стихи «красной девы» Луизы Мишель и ее романы («Нищета», 1882—83; «Новый мир», 1888; «Оборванец», 1890), содержащие резкое разоблачение капиталистич. действительности, проникнутые сочувствием к угнетенным. Завершается создание крупных произв. прозы — трилогии Ж. Валлеса «Жак Вентра» (1879—86) и романа Л. Кладеля «INRI» (1872—87, изд. 1931, в рус. пер. — «Жак Ратас», 1933). Обе книги повествуют о судьбе молодых людей из среды трудящихся, к-рых логика жизни приводит в ряды коммунаров.

Нек-рые франц. писатели — современники Коммуны сочувственно отнеслись к ее деятельности, сотрудничали с ней (Ф. Вилье де Лиль-Адан, П. Верлен), выступали с осуждением версальского террора (А. Рембо —

- 598 -

«Парижская оргия...», В. Гюго — «Грозный год» и др.). Однако они не смогли полностью принять идеалы, за к-рые боролись коммунары. П. К. л. открыла новую страницу в развитии худож. лит-ры. Писатели-коммунары провозгласили новую лит-ру, полную оптимизма, крепко связанную с народом, создали образы пролет. революционеров.

Лит.: Антология поэзии Парижской Коммуны 1871 года, М., 1948; Гальперин В. А., Тема Парижской Коммуны во франц. худож. прозе и роман Л. Кладеля «И. Н. Р. И.», «Уч. зап. Коми пед. ин-та», 1953, в. 4; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Данилин Ю., Парижская Коммуна и франц. театр, М., 1963; его же, Поэты Парижской Коммуны, М., 1966; Les poètes de la Commune, avec une préface de J. Varloot, P., 1951; Fréville J., La Commune et la littérature, «Europe», 1951, avr.-mai, № 64—65; Schulkind E., La Commune de 1871 à travers sa littérature, «La Pensée», 1951, № 35—36.

Л. М. Степачев.