Вольпе Л. М. Панфёров // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 579—580.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5794.htm

- 579 -

ПАНФЁРОВ, Федор Иванович [20.IX(2.X).1896, с. Павловка Саратовской губ., — 10.IX.1960, Москва] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1926. Род. в крест. семье. Был подпаском, учеником приказчика. Учился в Вольской учит. семинарии. После Октябрьской революции редактировал уездную газету. Учился в Саратовском ун-те (1923—25). Первый рассказ «Перед расстрелом» опубл. в журн. «Горнило» (1918). Деревенской нови посвящены пьесы П. «Дети земли» (1920), «Пахом» (1923), «Мужики» (1924). С 1924 П. —

- 580 -

редактор «Крестьянского журнала», с 1931 и до конца жизни (с небольшими перерывами) — гл. редактор журн. «Октябрь». В ряде очерковых книг — «Береговая быль» (1926), «От деревенских полей» (1926), «Огневцы» (1926), «На реке Пне» (1927) — П. убеждал крест. читателя в преимуществах коллективного х-ва. Наиболее значит. произв. П. роман «Бруски» (кн. 1—4, 1928—37) дает широкую картину коллективизации в приволжской деревне. Сатирич. штрихами обрисован здесь мир кулаков. Илья Плакущев, Маркел Быков, Егор Чухляев — характерные типы собственников, отчаянно цепляющихся за уходящие в прошлое формы жизни. Им противопоставлены коллективисты, люди новой деревни — Степан Огнев, Кирилл Ждаркин, Стеша. Однако в этих героях силен еще «естественный человек» с присущим ему анархизмом, разгулом страстей. С этим в известной мере связаны шероховатости стиля и вульгаризмы в языке романа, вызвавшие возражения М. Горького, к-рый в «Открытом письме А. Серафимовичу» (1934) осудил натуралистич. увлечения П. «Письмо» Горького положило начало «дискуссии о языке» — одной из значит. дискуссий в истории сов. лит-ры. По мотивам романа П. написал пьесу «Жизнь» (1939) и киносценарий «В поисках радости» (1940).

Панфёров

В годы Великой Отечеств. войны П. пишет очерки из жизни тыла и фронта, повести «Своими глазами» (1941) и «Рука отяжелела» (1942), начинает работу над трилогией — романы «Борьба за мир» (кн. 1—2, 1945—47, Гос. премия СССР, 1948), «В стране поверженных» (1948, Гос. премия СССР, 1949), «Большое искусство» (1954), — в к-рой дается широкая, но несколько поверхностная картина жизни сов. народа воен. и первых послевоен. лет. Осн. герой трилогии — Николай Кораблев — приподнят над массой, показан в исключит. ситуациях, наделен мн. неправдоподобными качествами. В последний период жизни П. работал над трилогией «Волга-матушка река» (романы «Удар», 1953; «Раздумье», 1958; «Во имя молодого», 1960). В наиболее удавшемся автору романе «Раздумье» он ставил острые проблемы переустройства с. х-ва страны после XX съезда КПСС. Изменение пром. ландшафтов России нашло отражение в очерковой повести П. «Сказание о Поволжье» (1957). Событиям детства и революц. юности писателя посвящена повесть «Родное прошлое» (1956). П. часто выступал как публицист, критик, организатор молодых лит. сил. Его противоречивые, но искренние и острые произв. отражают злободневные проблемы сов. жизни 20—50-х гг.

Соч.: Собр. соч., т. 1—6, М., 1958—59; Волга-матушка река, кн. 1—2, М., 1960; О моральном облике сов. человека, М., 1960; Во имя молодого, «Октябрь», 1960, № 7—8; Автобиография, в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959; Бруски, кн. 1—4. [Вступ. ст. В. Сурганова], Саратов, 1966—67

Лит.: Горький М., По поводу одной дискуссии, Собр. соч., т. 27, М., 1953; Нович И., В поисках радости, М., 1934; Гречишников В., Творчество Панферова, М., 1934; Ермилов В., О дурном сочинительстве, «Лит. газета», 1950, 28 янв., 1 февр.; Шкерин М., Романы Федора Панферова, «Звезда», 1951, № 3; Марков Г., Шестидесятилетие Ф. И. Панферова, «Огонек», 1956, № 40; Вольпе Л., Ф. И. Панферов, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 2, М., 1960; Фоменко Л., Певец Волги, «Лит-ра и жизнь», 1960; 27 мая; Федор Панферов. Воспоминания друзей, М., 1964; Сурганов В. А., Федор Панферов. Лит. портрет, М., 1967; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.

Л. М. Вольпе.