- 574 -
ПАНО́ВА, Вера Федоровна [р. 7(20).III.1905, Ростов-на-Дону] — рус. сов. писательница. В раннем детстве потеряла отца. Занималась самообразованием. В юности сочиняла стихи. С 17 лет начала работать в редакции ростовской газ. «Трудовой Дон». В 1926—27 вела отдел фельетона в газ. «Советский Юг» (псевд. — Вера Вельтман). До сер. 30-х гг. работала в дет. газетах и журналах Ростова («Ленинские внучата», «Костер», «Горн»). В 1933 начала писать пьесы. В 1940 переехала в Ленинград.
В годы Великой Отечеств. войны П. работала в Перми — в газетах и на радио. Первая повесть — «Семья Пирожковых» (1945, в новой ред. — «Евдокия», 1959). Совершила в военно-санитарном поезде № 312 неск. рейсов к фронту, впечатления от к-рых послужили фактич. основой повести «Спутники» (1946, Гос. премия СССР, 1947) — одного из лучших произв. сов. лит-ры об Отечеств. войне. В повести тонко очерчены характеры героев, вскрыты глубокие источники нравств. сил, обнаружившихся в сов. людях в критич. момент истории. Авторское повествование сохраняет отчетливую психологич. окраску. Острота индивидуальной т. з. героя свойственна наиболее значит. произв. прозы П. Эти т. з. могут противоборствовать, сохранять элегич. колорит воспоминания героя о прошлом, строиться по логике наивного и в то же время необыкновенно чуткого детского восприятия.
Сцена из спектакля «Спутники». Московский театр им. М. Н. Ермоловой. 1947.
Оживленную дискуссию в печати вызвал роман «Кружилиха» (1947, Гос. премия СССР, 1948) о людях крупного уральского завода воен. лет. П. внесла в роман о людях труда колоритную бытовую живопись, разработку
- 575 -
индивидуальной психологии героев, новую постановку проблем личной и обществ. нравственности. Конфликт между директором завода Листопадом и пред. завкома Уздечкиным составляет главный нерв романа. Обнажив психологич. основы этого конфликта, П. не в полной мере осознала его обществ. природу. Противоречия авторской трактовки центр. характеров дали повод для полемич. суждений критики. Элементы идеализации действительности проявились в повести П. «Ясный берег» (1949, Гос. премия СССР, 1950) из жизни послевоен. деревни. На замысле повести сказалось влияние «бесконфликтности», хотя в отд. моментах (изображение трудностей личного жизнеустройства после войны) П. полемизировала с крайностями «бесконфликтной» прозы. По драматизму и остроте жизненных коллизий от этой повести решительно отличается роман «Времена года» (1953), где подняты сложные проблемы семейного воспитания и обществ. морали. Выразит. портрет поколения 20-х гг. создан в «Сентиментальном романе» (1958) — книге лирич. типа, близкой к тем произв. совр. лит-ры, в к-рых господствует автобиографич. элемент, резко индивидуальное ощущение истории (повести П. Нилина, лирич. проза О. Берггольц и др.).
Повестью «Сережа» (1955) открывается цикл произведений П. о детях. Тайна индивидуальности, закономерность рождения характера прослежены в «Сереже» с особой тщательностью. Тема воспитания молодых душ продолжена в рассказах П. о воен. и послевоен. подрастающем поколении («Валя», «Володя», «Мальчик и девочка», «Трое мальчишек у ворот», «Конспект романа», «Сестры» и др.).
В сер. 60-х гг. П. обратилась к жанру историч. повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» почерпнуты из летописной истории Киевской Руси. Повесть «Феодорец, Белый Клобучок» рассказывает о кровавой карьере епископа Владимирского. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III — отца Ивана Грозного. Историч. прозу П. отличает острота проблематики, тонкое чувство стиля, выразительность языка.
Особое место в творчестве П. занимает драматургия. Пьесы воен. лет являются своего рода параллелью к первым крупным произв. прозы П. В пьесе «Девочки» (1945) раскрыты отношения двух сестер-подростков, оставшихся в дни войны без родителей. Драма «Метелица» (1957, первое название — «Военнопленные», 1942) сохраняет суровый колорит историч. трагедии 1941. Ее действующие лица — сов. люди, испытавшие на себе гнет вражеского нашествия. Люди разных национальностей и профессий проходят через испытания плена, сохраняя то, что было воспитано в них нравств. атмосферой сов. жизни. Гражд. пафос «Метелицы» направлен против философии предательства, разобщенности, психологии национализма и антисемитизма, на к-рые опирался фашизм. В 60-е гг. написаны пьесы: «Проводы белых ночей» (1961), «Как поживаешь, парень?» (1962), «Еще не вечер» (1965), «Сколько лет, сколько зим!» (1966), поставленные во мн. театрах страны. На основе авторских инсценировок и сценариев П. поставлены фильмы: «Сережа» (1960, гл. премия «Хрустальный глобус» на 12-м Междунар. кинофестивале в Карловых Варах, 1960), «Евдокия» (1961), «Високосный год» (1962, по роману «Времена года»), «Вступление» (1962, по рассказам «Валя» и «Володя»; спец. премия 24-го Междунар. кинофестиваля в Венеции, 1963), «Поезд милосердия» (1964, по повести «Спутники»), «Рано утром» (1964), «Рабочий поселок» (1964), «Мальчик и девочка» (1966). П. принадлежит киносценарий «Четыре страницы одной молодой жизни» («Искусство кино», 1966, № 4). Писательница принесла в кино знание души своих современников, развитое чувство формы и стиля. Книги П. переведены на мн. языки.
- 576 -
Соч.: Избр. соч., т. 1—2, Л., 1956; Илья Косогор. В старой Москве. Метелица. Девочки, Л., 1958; О себе и своей работе, в ее кн.: Трое мальчишек у ворот и другие рассказы и повести, Л., 1964; Откуда взялась книга «Спутники», «Нева», 1966, № 5; Рабочий поселок. Саша. Рано утром, Киноповести, Л., 1966; Лики на заре. Историч. повести, М. — Л., 1966; Верность, «Звезда», 1967, № 10.
Лит.: Фадеев А., О повести В. Пановой «Спутники», в его кн.: За тридцать лет, М., 1957; Смирнова В., Спутники военных лет, в ее кн.: О литературе и театре, М., 1956; Громов П., Обществ. ценность героя («Спутники» и «Кружилиха» В. Пановой), «Звезда», 1948, № 4; его же, Ошибка Дорофеи Куприяновой, в его кн.: Герой и время, Л., 1961; Костелянец Б., На открытых дорогах («Кружилиха» В. Пановой), «Знамя», 1948, № 7; его же, Сила новой нравственности, в его кн.: Творческая индивидуальность писателя, Л., 1960; Шагинян М., «Времена года». Заметки о новом романе В. Пановой, в ее кн.: Об искусстве и лит-ре, М., 1958; ее же, О некоторых вопросах новейшей сов. лит-ры, Собр. соч., т. 6, М., 1958; Образовская Л., Раннее творчество Веры Пановой, «Прикамье», 1956, № 20; Симонов К., Некоторые проблемы развития сов. прозы, в его кн.: На лит. темы, М., 1956; Александров В., Спутники, в его кн.: Люди и книги, М., 1956; Арагон Л., О сов. лит-ре, «Иностр. лит-ра», 1957, № 3; Добин Е., Повесть о пятилетнем человеке, в его кн.: Герой. Сюжет. Деталь, М. — Л., 1962; Крон А., По законам жизни, «Театр», 1957, № 4; Кораллов М., Об одной старой пьесе..., «Театр», 1957, № 7; его же, Шесть критиков об одном парне, «Театр», 1963, № 3; Гурвич А., Сила положительного примера, в его кн.: Черты современника, М., 1958; Фрадкина С., В мире героев Веры Пановой, Пермь, 1961; Плоткин Л., Творчество Веры Пановой, М. — Л., 1962; Богуславская З., Вера Панова. Очерк творчества, М., 1963; Нинов А., Вера Панова. Очерк творчества, Л., 1964; его же, Меч и крест, «Нева», 1967, № 8; Старикова Е., Герои Веры Пановой, «Новый мир», 1965, № 3; ее же, Что мы сеем, что мы пожнем?, в ее кн.: Поэзия прозы, М., 1962; Копелев Л., Живые образы рус. старины, «Лит. газета», 1967, 15 марта; Павловский А., История глазами современника, «Ленинград. правда», 1967, 11 мая; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.
А. Нинов.