Калашников В. А. Памфлет // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 559—562.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5594.htm

- 559 -

ПАМФЛЕ́Т (англ. pamphlet, от назв. популярной комедии 12 в. «Pamphilius seu de amore») — 1) Жанр публицистики, для к-рого характерно резкое и экспрессивное

- 560 -

обличение, направленное против вполне определенного обществ. политич. явления (гос-ва, пр-ва, класса, идейного движения, иногда — строя в целом) или конкретных влиятельных в обществе деятелей (политиков, социологов, ученых, литераторов). Преследуя агитац. цель, П. всегда тенденциозен, общедоступен, рассчитан на здравый смысл и непосредств. эмоции широкой публики; его стиль экспрессивен (ему присущи ирония, сарказм или патетика), а слог стремится к краткости лозунга. Образцы чисто публицистич. П.: «Ареопагитика» (1644) Дж. Мильтона, «Что такое третье сословие?» (1789) Сьейеса, «Сказка бочки» (1704) Дж. Свифта, «Не могу молчать» (1908) Л. Н. Толстого, «Город желтого дьявола» (1906) М. Горького, «Ненависть» (1933) Г. Манна. Когда памфлетная по форме публицистика содержит заведомо ложное обличение, она называется пасквилем.

2) Наряду с чисто публицистич. произведениями сов. исследователи относят к П. также многие остро сатирич. художеств. произв., а именно те, в к-рых сильна публицистичность и историч. конкретность обличения и в к-рых построение характеров и сюжета мотивируется в большой мере не их собственной логикой, а авторской идеей-замыслом. И тогда к памфлетной лит-ре можно причислить не только статьи, прокламации, «летучие листки» (англ. palme-feuilett), но и такие худож. сатирич. произв., как роман «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, комедия «Багровый остров» М. Булгакова, пьеса «Карьера мистера Уи» Б. Брехта, стихи В. Маяковского о «советском помпадуре» и др.

П. играл важную роль в обществ.-политич. и лит. борьбе, будучи, как правило, оружием прогрес. сил (довольно редки примеры консервативного П.: «Письма о цареубийственном мире», 1796, Э. Борка; «Обращение к французскому народу о его истинных врагах», 1790, А. Шенье). Авторы П. нередко подвергались преследованиям со стороны властей.

Обличения публицистич. и сатирич. характера, близкие П., были известны с давних пор (сам термин впервые употреблен в соч. англ. церк. деятеля Ричарда де Бёри «Philobiblon», 1344). До нас дошли «гневные речи» и сатиры антич. писателей — Плутарха, Фукидида, Тацита, Мениппа, Варрона, «филиппики» Демосфена. Однако временем рождения, а затем расцвета П. стала эпоха Возрождения. Именно тогда появляются выдающиеся образцы П., созданные писателями-гуманистами в борьбе против церкви и феодалов, ср.-век. схоластики и невежества: сатира «Похвальное слово глупости» (1509) Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» (1515—17) У. фон Гуттена, Г. Буша и К. Рубиана, «Корабль дураков» (1494) С. Бранта. В жанре П. написано анонимное соч. «Мениппова сатира» (1594), следовавшее традициям Ф. Рабле и Эразма. Образцом П. 17 в. стали «Письма к провинциалу» (1656—57) Б. Паскаля, направленные против иезуитов.

С развитием обществ.-политич. борьбы П. становится более резким, политически заостренным, менее дидактич. и нравоучительным. Таковы в англ. лит-ре «Чистокровный англичанин» (1701), «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702) Д. Дефо, «Письма суконщика» (1724) Свифта; во франц. лит-ре «Философские письма» (1733), «Русский в Париже» (1760) Вольтера, «Жак-фаталист» (1773) Д. Дидро, позднее «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье. В 19 в. образцы П. создали Г. Гейне («Германия»), Л. Бёрне («Менцель-французоед»), В. Гюго («Наполеон Малый»), Э. Золя («Я обвиняю»), М. Твен («Янки при дворе короля Артура»); в 20 в. — А. Франс (роман «Остров пингвинов»), Р. Доманович («Страдия»), А. Барбюс («Слова бойца», «Палачи»), Э. Синклер («Выгоды религии», «Медная марка»), М. Ларни (роман «Четвертый позвонок»), Г. Грин («Наш человек в Гаване») и др.

- 561 -

В России в обстановке произвола и деспотизма властей чисто публицистич. П. — редкостный жанр. П. Я. Чаадаев за «Философическое письмо» (1836) был объявлен сумасшедшим, В. Г. Белинскому за «Письмо к Гоголю» грозила крепость, А. Н. Радищева за «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), ряд глав к-рого носил памфлетный сатирич. характер, сослали в Сибирь. Относительно свободное развитие П. начинается лишь на рубеже 19—20 вв., о чем свидетельствует опубликование П. критиков-марксистов: А. В. Луначарского, В. В. Воровского и др. В худож. прозе памфлетными чертами отмечены мн. главы «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, нек-рые персонажи «Бесов» Ф. М. Достоевского, например образ Петра Верховенского — своеобразный П. на «нечаевщину».

Главные темы советских памфлетистов — обличение морали и психологии мещанства (например, стих. «Общее руководство для начинающих подхалим», 1927, В. В. Маяковского; очерк «Иван Вадимович, человек на уровне», 1933, М. Кольцова), обличение фашизма в публицистике И. Г. Эренбурга и Я. Галана, выявление

- 562 -

«пустозвонства» и беспринципности в эстетике (ст. М. Лифшица «В мире эстетики» и «Либерализм и демократия»).

Лит.: Эвентов И., Пути памфлета, «Звезда», 1938, № 9; Пуришев Б., Очерки нем. лит-ры XV—XVII вв. М., 1955, с 33—43, 84—131; Пинский Л., Эразм и его «Похвала глупости», послесловие, в кн.: Эразм Роттердамский, Похвала глупости, М., 1960; Кольцов М., Писатель в газете, М., 1961, с 21—43; Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М. — Л., 1964, с 60—64; Davies M., Icon libellorum or a critical history of pàmphletes, pt 1, L., 1715; Waugh A., The Pamphlet Library, v 1—4, L., 1897—98; Le pamphlet du pauvre. Du socialisme utopique à la Révolution de 1848, P., 1957.

В. А. Калашников.