- 545 -
ПАЛЕОГРА́ФИЯ (от греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу) — историко-филологич. дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью определения времени и места их создания. П. позволяет правильно читать и понимать дошедшие до наших дней письм. источники. В П. прежде всего рассматриваются те, обычно немногие, из сохранившихся памятников, к-рые содержат указания на время (датированные) и на место их написания (локализованные): изучаются в хронологич. последовательности письм. знаки и система правописания, особенности материала, на к-ром они написаны, внешний вид памятника, украшения и др. В результате сопоставления выявляются характерные приметы, позволяющие определить время и место написания недатированных и нелокализованных памятников. В своих выводах П. пользуется комплексом данных смежных наук, изучающих памятники письменности с т. з. своих задач. Данные истории языка играют решающую роль при выявлении времени и места написания. Выводы истории лит-ры и текстологии помогают установить сочинения, находящиеся в памятнике письменности, и их состав. История народа позволяет выявить историч. события и лиц, о к-рых сообщается в источнике. История искусств дает возможность определить стиль и эпоху орнамента.
В зависимости от системы письма, алфавита и языка П. делится на греч., лат., арм., груз., слав., араб., кит. и др. Общей П. не существует. В работах нек-рых ученых сер. 20 в. (франц. — Ж. Маллон, австр. — Л. Сантифаллер, бельг. — Ф. Мазе, чеш. — П. Спунар) появилась тенденция сближения П. с историей письма; отсюда стремление к созданию науч. дисциплины, включающей исследование общих проблем развития письма и собственно палеографических.
Первоначально П. изучала только рукописи — памятники на мягком писчем материале (пергаменте, бумаге, ткани и др.), где письм. знаки наносились на поверхность красящим веществом (чернилами). Надписи, вырезанные на камне и дереве, изучала эпиграфика, надписи на восковых, а затем сургучных печатях — сфрагистика, на монетах — нумизматика. Ныне в сферу П. включается изучение памятников письма на твердом материале, напр. письмо на бересте (берестяные грамоты), где буквы процарапывались острым орудием.
Родоначальником П. как науч. дисциплины и автором термина «палеография» является франц. ученый монах-бенедиктинец Бернард Монфокон (1655—1741), в труде «Греческая палеография» («Palaeografia graeca», 1708) изучивший и систематизировавший данные 11 630 визант. рукописей. Однако палеографич. метод исследования сложился в Европе несколько раньше в связи с экспертизой подлинности историч. документов и при выявлении подделок.
Греческая П. изучает древние рукописи на греч. яз., написанные преим. на пергаменте и бумаге. Памятники на папирусе изучает папирология. В греч.
- 546 -
П. рассматриваются рукописи визант. эпохи, в связи с этим специалисты считают более правильным название «визант. П.». Изучение греч. памятников представляет большие трудности в силу их плохой сохранности и многообразия почерков и приемов письма. По типу письма различают унциал (в рус. работах устав) — письмо лит. произв. (почерк прямой, близкий к письму на камне, буквы пишутся раздельно); курсив, применявшийся в торговле, в частной переписке (допускались сокращения слов и связные написания). До 4—8 вв. господствует уставное письмо. В 8 в. в результате развития этих двух типов утверждается минускул — письмо более свободное, служившее и для написания книг и для нужд канцелярии. К 10 в. устав вытесняется минускулом.
В 19 в. ученые разных стран работали над описанием и изучением греч. рукописей. Выходят альбомы с фотокопиями рукописей и комментариями (В. Ваттенбах, А. Омон). Создаются руководства по греч. П. (В. Гардтхаузен, Э. Томпсон). Публикуются описания рукописных коллекций в крупнейших б-ках мира, тщательно исследуются материалы по истории ср.-век. мастерских письма: Ж. Иригуэн (Франция), Л. Политис (Греция), Ф. Дёльгер (Германия) и др.
В б-ках и музеях Сов. Союза хранятся ценные коллекции греч. рукописей. Одно из крупнейших собраний, привезенное с Афона в Москву в сер. 17 в. Арсением Сухановым, ныне хранится в Отделе рукописей Гос. Историч. музея. Большое собрание содержится в Отделе рукописей Публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Первоначально в России изучением греч. рукописей занимались специалисты в области слав.-рус. письменности, они привлекали греч. письмо при решении вопросов о происхождении слав. азбук и истории др.-слав. текстов. С сер. 19 в. публикуется ряд сравнит. исследований и палеографич. альбомов с фотокопиями греч. и слав. рукописей (Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, В. И. Григорович, архимандриты Савва, Амфилохий, Антонин Капустин, Порфирий Успенский и др.). В дальнейшем описанием и изучением греч. рукописей занимались эллинисты и византинисты (В. К. Ернштедт, В. Г. Васильевский, В. Н. Бенешевич и др.). После 1917 греч. рукописи изучали Г. Ф. Церетели, М. А. Шангин. Ныне вопросы греч. П. плодотворно разрабатывают Е. Э. Гранстрем (Ленинград), Б. Л. Фонкич (Москва) и др.
Лит.: Гранстрем Е. Э., Совр. состояние визант. палеографии, в сб.: Археографич. ежегодник за 1961 г., М., 1962 (есть библ.); Церетели Г. Ф., Сокращения в греч. рукописях, 2 изд., СПБ, 1904; Соболевский А. И. и Церетели Г. Ф., Образцы греч. уставного письма по преимуществу IX—XI вв., СПБ, 1913; Gardthausen V., Griechische Paläographie, 2 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1911—13; Devreesse R., Introduction à l’étude des manuscrits grecs, P., 1954.
Латинская П. изучает памятники письменности на европ. языках с лат. алфавитом. Памятников сохранилось очень много от разных эпох и территорий. Различают «римскую» П., рассматривающую памятники с 1 в. до н. э. до 5 в. н. э., и латинскую, изучающую ср.-век. памятники разных народов. Основателем лат. П. был франц. ученый монах Ж. Мабильон (1632—1707); в его «Трактате по дипломатике» («De re diplomatica libri VI», 1681) даны образцы почерков и палеографич. методом доказывается подлинность древних документов. Он установил деление на книжное письмо и дипломатич. (канцелярское), выделяя в первом унциальное письмо. Мабильон определил типы ср.-век. лат. письма, позднее получивших название «национальных»: готское, лангобардское (итальянское), франко-галльское или меровингское, саксонское и романское.
В 18 в. итальянец Ш. Маффеи (1675—1755), обнаруживший в Вероне б-ку 6—9 вв., указал, что нац. типы письма развились на основе антич. письма. В 18—19 вв. в Зап. Европе широко изучаются лат. рукописи, публикуются
- 547 -
памятники и альбомы, выходят науч. описания рукописных коллекций (Ватиканской б-ки, Франц. нац. б-ки, Британского музея и др.). Устанавливаются и описываются многообразные типы лат. письма. В др.-рим. рукописях первоначально применялось письмо, близкое к письму надписей на твердом материале (капитальное), а для хоз. и бытовых нужд — курсив. Уже с 4 в. н. э. появляется особое письмо — унциал и полуунциал, как бы промежуточная форма между капитальным письмом и курсивом. Унциальное письмо — по преимуществу письмо книжное. В деловой письменности раннее средневековье характеризуется развитием «национальных» типов письма. Большинство из них в 8 в. уступает место каролингскому минускулу, для к-рого характерны четкость книжного письма и удобство написания курсива. С 11 в. развивается тип ломаного угловатого письма — готич. минускул, наиболее употребительный с 14 в. в странах герм. культуры.
Наиболее полно в теоретич. отношении лат. П. была разработана в 20 в. проф. Мюнхенского ун-та Л. Траубе. Он выдвинул принцип изучения рукописей по месту их создания в ср.-век. мастерских письма (амфиктионий). Его ученики и последователи выявили особенности графики, свойственные различным мастерским: работы англ. ученого У. М. Линдсея о Веронской мастерской в Италии, американских — Е. К. Ренда о Турской мастерской во Франции, Л. В. Джонса о Кёльнской мастерской в Германии и Корбийской во Франции. Сов. палеограф О. А. Добиаш-Рождественская, изучив коллекции лат. рукописей в б-ке им. Салтыкова-Щедрина, осветила деятельность Корбийской мастерской 8—9 вв.
Ныне Палеографич. междунар. комитет (создан в 1957) направляет исследоват. деятельность палеографов разных стран. В него входят представители 13 государств: Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Англии, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Швеции, Чехословакии, Польши, ФРГ, Ватикана. Под его руководством ведется большая работа в области лат. П.: по выработке единой междунар. палеографич. терминологии, по созданию единого каталога датированных рукописей и т. п.
В России начало лат. П. положено трудами проф. О. А. Добиаш-Рождественской, создавшей науч. описание лат. рукописей в хранилищах Ленинграда и обобщающий курс по истории лат. письма («История письма в средние века», 1923). Возникновению готич. письма посв. работы Т. В. Луизовой. Создан новый труд «Латинская палеография» А. Д. Люблинской.
Лит.: Добиаш-Рождественская О. А., История письма в средние века, 2 изд., П., 1936 (есть библ.); Foerster H., Abriss der lateinischen Paläographie, 2 Aufl., Stuttg., 1963 (есть библ.).
Славянская П. изучает древние памятники письменности, написанные собственно слав. алфавитами: глаголицей и кириллицей. В зависимости от этого различают П. глаголич. и кирилловскую (или кириллич.). По языку слав. П. подразделяется на русскую (чаще славяно-русскую) и юж.-славянскую, в к-рой правильнее различать серб. и болг. П. Зап.-слав. П. мало разработана. Слав. рукописи известны начиная со 2-й пол. 10 в.; древнейшие — недатированные; первая рукопись с датой — «Остромирово евангелие» (1056—57). Надписи дошли от сер. 10 в. (древнейшая — 943). Большинство сохранившихся слав. рукописей писано кириллицей (др.-рус., др.-болг. с 12 в., др.-серб.). Глаголич. рукописей сохранилось немного; к ним относятся древнейшие пергаменные рукописи 10—11 вв. на старослав. языке (примерно 10 рукописей) и более многочисленные юж.-слав. (преим. хорв.) рукописи 12—18 вв.
Глаголич. П. разрабатывалась славистами в связи с вопросами старшинства слав. азбук, источников их
- 548 -
происхождения и авторства их изобретения. Первый обобщающий труд по глаголич. П. принадлежит И. В. Ягичу («Глаголическое письмо», в кн.: Энциклопедия славянской филологии, в. 3, 1911). Устанавливаются типы глаголич. письма: старший тип круглой (панноно-македонской) глаголицы (рукописи 10, 11, отчасти 12 вв.); младший — далматинский с угловатыми и более мелкими буквами (употреблялся в богослужебных книгах 13—16 вв.) — богаче по количеству памятников. Выделяют переходный тип круглоугловатой глаголицы (рукописи 12—13 вв. из зап. областей хорв. языка). Для рукописей бумажных характерно письмо, к-рое можно назвать глаголич. полууставом, — неск. круглящееся, менее строгое. На его основе, как полагает Ягич, развивается глаголич. курсив со всем разнообразием индивидуальных почерков (16—18 вв.).
Кирилловская П. разработана более полно. Непрерывный ряд сохранившихся рукописей, начиная с 10 в., позволил выявить эволюцию почерков и установить совокупность палеографич. примет для датировки и локализации рукописей. Довольно точно отграничиваются рукописи вост.-слав. (др.-рус.) от юж.-слав., а среди последних различают болг. и серб. Решающую роль при их выявлении имеет орфография памятника, помогающая установить особенности языка.
Старшие рукописи написаны на пергамене особым почерком — уставом. Его буквы пишутся отдельно одна от другой, почерк четкий, геометричний. По характеру начертаний различают уставные почерки разных веков и территорий. Уставом пользовались и при написании книг и деловых документов; древние грамоты также написаны на пергамене уставом (напр., др.-рус. грамоты ок. 1130, ок. 1192 и ок. 1356, др.-серб. 1189 и др.). В др.-рус. письменности устав господствовал до конца 14 — нач. 15 вв., в юж.-слав. письменности его господство кончается раньше. С 14 в. развивается новый тип почерка — полуустав, письмо менее строгое, раньше проникающее в деловую письменность. С 14 в. появляются рукописи на бумаге, но еще в 15 в. встречаются рукописи на пергамене. С 15 в. развивается скоропись. В 50—60-е гг. 20 в. кирилловская П. расширила круг своих источников др.-рус. берестяными грамотами 11—15 вв. (А. В. Арциховский, М. Н. Тихомиров, Л. П. Жуковская).
Изучение др.-слав. рукописей началось еще в 18 в. (в России — В. Н. Татищев, М. М. Щербатов и др.), но наиболее интенсивно развернулось в 19 в. Выходят палеографич. альбомы с образцами почерков и орнамента древних рукописей. Публикуются описания рукописных собраний, издаются отд. памятники. Первые курсы и пособия по слав. П. создаются в сер. 19 в. Не потеряли своего значения курсы И. И. Срезневского (1885), А. И. Соболевского (2 изд., 1908), П. А. Лаврова (1914), В. Н. Щепкина (1918, 2 изд. 1967) и Е. Ф. Карского (1928).
Крупнейшие коллекции слав. рукописей сосредоточены в Гос. Историч. музее, в Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина, в Центр. гос. архиве древних актов (Москва), в Б-ке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в б-ке АН СССР (Ленинград), в б-ке АН УССР (Киев).
Лит.: Гранстрем Е. Э., О подготовке сводного каталога слав. рукописей. (4-й Международный съезд славистов. Доклады), Л., 1958; ее же, Описание рус. и слав. пергаменных рукописей, Л., 1953; Щепкина М. В. и Протасьева Т. Н., Сокровища древней письменности и старой печати, М., 1958, Кудрявцев И. М. (ред.), Музейное собрание рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина. Описание, М., 1961; Жуковская Л. П., Развитие славянорус. палеографии, М., 1963 (имеется библ.); Истрин В. А., 1100 лет слав. азбуки, М., 1963 (имеется библ.); Тихомиров М. Н., Муравьев А. В., Рус. палеография, М., 1966; Черепнин Л. В., Рус. палеография, М., 1956 (имеется библ.); Vajs J., Rukovět hlaholské paleografie, Praha, 1932; Vodnik B., Povijest hrvatske književnosti, knj. 1, Zagreb, 1913.
О. А. Князевская.
- 549 -
Армянская П. сложилась как самостоят. дисциплина с конца 19 в. Древнейший образец арм. лапидарного письма (на камне) — надпись феодала Сахаке Камсаракана, высеченная на храме в Текоре (в р-не г. Карс, Турция, 5 в.). В материале, использованном для переплета рукописи 13 в., хранящейся под № 1577 в Матенадаране (г. Ереван), сохранились обрывки древнейшей рукописи с письмом также 5 в. В течение веков характер арм. письма подвергся большим изменениям. Самое древнее письмо называется «еркатагир» (железное письмо) — это лапидарное письмо, округленное и прямое, употреблялось с 5—12 вв. С 13—15 вв. пользуются круглым письмом «болорагир». В отличие от последнего, оно писалось, но не рисовалось. Одновременно буквы стали меньше. С 16 по 18 вв. стало употребляться мелкое письмо «нотрагир» (нотариальное письмо), характерной чертой к-рого был небольшой наклон. Из «нотрагира» в 19 в. возникла скоропись — курсивное письмо «шхагир». Всего древних арм. рукописей сохранилось ок. 24 тыс., из них 11 тыс. находится в Ереване. Полное описание рукописей сделано Месропом Тер-Мовсесяном. Среди армянских палеографов наиболее известны А. Ташьян, Г. Овсенян и Р. Ачарян, Г. Левонян, А. Абрамян, К. Кафаларян.
Лит.: Տաշյան Հ., Ակնարկ մը հայ հնագրության վրա, Վիեննա, 1898. Հովսեփյան Գ., Գրչության արվեստը հին հայոց մեջ, Վաղարշապատ, 1913. Նույնը, Մանրանկարչության արվեստը հայոց մեջ, Թիֆլիս, 1902. Աբրահամյան Ա., Հայկական պալեոգրաֆիա, Երևան, 1948։
Грузинская П. Основы груз. П. заложены во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., когда была проведена большая работа по сбору и изданию памятников груз. письменности (М. Броссе, Ал. Цагарели, Д. Бакрадзе, Е. Такаишвили, Ф. Жордания, И. Ростомашвили и др.). Наряду с повествоват. и документ. первоисточниками было собрано и издано множество эпиграфич. памятников (эпиграфика составляет важнейшую часть груз. П., т. к мн. памятники письменности 5—8 вв. сохранились в виде надписей на камнях). Были опубл. первые исследования по груз. П., касающиеся преим. вопросов возникновения груз. письма, взаимосвязи груз. церковного («хуцури») и гражданского («мхедрули») письма и др. Науч. основа груз. П. положена И. Джавахишвили, автором первого систематич. курса по груз. П. (изд. 1926).
Тбилисским ун-том, кроме труда И. Джавахишвили, в 1924 и 1927—28 были изданы палеографич. альбомы с образцами груз. письменности «мхедрули» (опубл. А. Шанидзе), «асомтаврули» и «нуска-хуцури» (опубл. А. Чикобава). Позднее выявлены новые памятники, в т. ч. самый древний из сохранившихся памятников — строительная надпись Болнисского храма (492—493), а также арамейские и греч. эпиграфич. памятники, открывшие новый этап в исследовании проблемы происхождения груз. письма. На основе исследования «Армазской билингвы» (двуязычная надпись на арамейском и греч. языках, 2 в. н. э.) Г. Церетели пришел к выводу, что письмо этого памятника является ответвлением арамейского письма и что груз. и армазско-арамейская письменности имели общий прототип.
В 1937 найден албанский алфавит, что также способствовало исследованию проблемы возникновения груз. письма. В 1949 был издан полный палеографич. альбом, в к-ром опубл. 143 образца (в виде фотокопий) груз. письма 5—18 вв. (изд. И. А. Абуладзе). В 1958 создан Ин-т рукописей АН Груз. ССР им. К. Кекелидзе, где образован отдел груз. П. Ин-т выпускает сб-ки «Разыскания по грузинской палеографии».
Лит.: Бакрадзе Д. З., Груз. палеография, в кн.: Труды 5-го археологич. съезда в Тифлисе 1881, М., 1887; Цагарели А. А., Сведения о памятниках груз. письменности, т. 1, в. 1—3, СПБ, 1886—94; Адышское Евангелие. 200 фототипич. таблиц и предисл. Е. С. Такайшвили, М., 1916; Церетели
- 550 -
Г. В., Армазская билингва, Тб., 1941; его же, Армазское письмо и проблема происхождения груз. алфавита, в кн.: Эпиграфика Востока, сб. 2—3, М. — Л., 1948—49.
Лит.: ჯავახიშვილი ი., ქართული დამწერლობათმცოდნეობა ანუ პალეოგრაფია, მე-2 გამ., თბილისი, 1949; პალეოგრაფიული ალბომი ე. თაყაიშვილის რედაქტორობით, რვეული 1—2, თბილისი, 1909—20; აბულაძე ი., ქართული წერის ნიმუშები. პალეოგრაფიული ალბომი, თბილისი, 1949.
Арабская П. изучает памятники письменности, написанные буквами араб. алфавита (на араб., перс. тюрк. и др. языках). Памятники сохранились на папирусе, коже, пергамене, бумаге, ткани, черепках, кости, дереве. Древнейшие надписи датируют 512 и 568. Рукописей 7 в. дошло мало, но очевидно, что уже с этого времени сложились два стиля араб. письма: четкий, но угловатый «куфи» и округленный «насхи». Древнейшие папирусы из Египта содержат деловые документы (самый ранний от 643 — квитанция, выданная за доставку овец для войска). Значительно больше дошло папирусов от 8—9 вв. Очень редкие документы на коже сохранились от 9—10 вв.; самый ранний (нач. 8 в.) найден в Таджикистане археологич. экспедицией 1932—33. Старейший памятник на бумаге из Венской коллекции датируется концом 8 — нач. 9 вв. Деловые документы писались скорописными почерками насхи. Книги на пергамене (коран и его толкования), как правило, недатированные, выполнены массивным куфическим письмом. Начало изучения араб. памятников письменности относят к 17 в.
В 19 в. в Европе сложились осн. коллекции араб. рукописей (крупнейшее собрание папирусов в Вене). Выходят публикации памятников письма, издаются науч. описания рукописных коллекций, а также собраний монет и надписей на камне. Палеографич. исследования осуществляют ученые-ориенталисты мн. стран Европы: А. Сильвестр де Саси (Франция), И. Карабачек (Австро-Венгрия), К. Х. Беккер (Германия), М. Ланчи (Италия), У. Райт (Англия), В. Альвардт (Германия) и др. Изучается североафр. письмо и продолжается изучение письма папирусов, надписей: А. Громан (Австрия) и А. Дитрих (ФРГ), М. А. Марзук и Х. Хавари (ОАР), Ф. Дей и Р. Эттинхаузен (США), Г. Виет и Э. Комб (Франция), Д. С. Райс (Англия). Привлекают внимание вопросы происхождения и развития араб. письма (Н. Аббот, США).
В России изучение памятников араб. письменности относится к нач. 18 в. Интересные коллекции сосредоточены в Вост. кабинете (1818), созданном при Кунсткамере. В 19 в. изучаются собрания араб. рукописей (Х. Д. Френ, Н. В. Ханыков), выявляются и описываются ранее неизвестные памятники. Сов. ученые продолжают работу по науч. описанию и публикации памятников араб. письменности. Широко привлекаются памятники, возникшие на территории СССР (Закавказье, Ср. Азия). Плодотворно работал над араб. рукописями И. Ю. Крачковский. Большой вклад в развитие араб. П. внесен В. А. Крачковской.
Издания рукописей: Moritz B., Arabic palaeography. A collection of Arabic texts, Cairo, 1905; The palaeographical society. Facsimiles of manuscripts and inscriptions..., [ser. 1], v. 1—3, L., 1873—83, ser. 2, v. 1—2, L., 1884—94, and Indices, L., 1901; Tisserant E., Specimina codicum orientalium, Bonnae, 1914.
Лит.: Крачковский И. Ю., Над араб. рукописями. Листки воспоминаний о книгах и людях (1945), Избр. соч., т. 1, М. — Л., 1955; Крачковская В. А. и Крачковский И. Ю., Древнейший араб. документ из Средней Азии (1934), там же; Крачковская В. А., Араб. надгробия Музея палеографии АН СССР, Л., 1929; ее же, Эволюция куфического письма в Ср. Азии, в кн.: Эпиграфика Востока, сб. 3, М. — Л., 1949; ее же, Памятники араб. письма в Ср. Азии и Закавказье до IX в., там же, сб. 6, М. — Л., 1952; Тизенгаузен В. Г., Материалы для библиографии мусульм. археологии, СПБ, 1906; Moritz B., Arabische Schrift, Enzyklopädie des Islam, Bd 1, Leiden — Lpz., 1913; Abbott N., The rise of the North-Arabic script and its Kur’ānic development,
- 551 -
Chi., 1939; ее же, Arabic paleography, в сб.: Ars Islamica, v. 8, Ann Arbor, 1941.
Китайская П. Своеобразие развития кит. П. обусловлено спецификой кит. идеографич. письма. До 20 в. кит. П. как самостоят. науч. дисциплины не существовало. Палеографич. исследования являлись составной частью трех смежных отраслей науки: науки о письменности (вэньцзысюэ), эпиграфики (цзиньшисюэ), каллиграфологии (шуфасюэ). Наука о письменности, возникшая в 9—10 вв., изучала начертание, произношение и семантику иероглифов. При этом исследование базировалось не на изучении конкретных памятников, а на комментировании словаря «Шовэнь», автор к-рого Сюй Шэнь (рубеж 1—2 вв.) сопоставил совр. ему написание иероглифов (ок. 10 тыс.) с более древними почерками (гл. обр. с почерком 3 в. до н. э. — сяочжуань). Исследование древних начертаний «Шовэня» проводилось особенно широко в 18 в.
Эпиграфика возникла в 11—12 вв. на базе изучения надписей на бронзовых сосудах 11—6 вв. до н. э. В конце 19 в., после открытия гадательных костей с надписями 14—11 вв. до н. э., в круг изучения эпиграфики вошли также иероглифы с сер. 2-го тыс. до н. э. Ученые, занимавшиеся эпиграфикой, не ставили перед собой палеографич. целей, однако результаты их исследований были использованы позднее (в нач. 20 в.) для уточнения палеографич. выводов (Сунь И-жан, Ло Чжэнь-юй, Ван Го-вэй). С 30-х гг. 20 в. надписи на костях с палеографич. точки зрения изучаются кит. и япон. учеными; Дун Цзо-бинь заложил основы для датировки гадательных надписей по графич. особенностям письма. Много сделали в этом направлении ученые КНР — Го Мо-жо, Ху Хоу-сюань, Тан Лань и др.
Каллиграфология (искусствоведч. дисциплина, изучающая худож. особенности каллиграфич. письма) исследует памятники письменности (гл. обр. на твердом материале), в основном 4—8 вв. — периода формирования совр. почерка кайшу. Каллиграфологи КНР, не ограничиваясь искусствоведч. анализом, изучают палеографич. особенности письма. В силу этого постепенно стираются грани между каллиграфологией и эпиграфикой. В кит. П. заметна тенденция к сближению всех вышеуказанных отраслей науки, изучающих закономерности развития письма (исследования Цзян Шань-го и др.).
Лит.: Бунаков Ю. В., Китайская письменность, в кн.: Китай, М. — Л., 1940; Ху Пу-ань, Чжунго вэньцзысюэ ши (История науки о письменности в Китае), Шанхай, 1937; Чэнь Цзинь, Шовэнь яньцзюфа (Изучение «Шовэня»), Шанхай, 1934; Чжу Цзянь-синь, Цзиньшисюэ (Эпиграфика), Шанхай, 1955; Цзян Шань-го, Ханьцзы синтисюэ (Морфология кит. письменности), Пекин, 1959; Karlgren B., Grammata serica recensa, «Bulletin of Museum of Far Eastern Antiquities», 1957, v. 29.
М. В. Крюков.