524

ПАВЛЕ́НКО, Петр Андреевич [29.VI(11.VII).1899, Петербург, — 16.VI.1951, Москва] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1920. С 1900 семья жила в Тифлисе, где П. окончил реальное уч-ще (1917) и поступил в Бакинский политехникум. П. был связан с большевиками и в 1920 ушел в Красную Армию, где был политруком, комиссаром. Демобилизовавшись, вел парт. работу в Закавказье, работал в редакциях газ. «Красный воин», «Заря Востока» (Тифлис). В 1924—27 был секретарем сов. торгпредства в Турции, печатал корреспонденции (под псевд. — Суфи) в «Заре Востока», «Известиях» (Одесса). После возвращения из Турции публикует свои очерки и рассказы в моск. журналах. Первый рассказ «Лорд Байрон» (1928) написан совм. с Б. Пильняком. Сб-ки «Азиатские рассказы» (1929), «Стамбул и Турция» (1930), «Анатолия» (1932) написаны остро и талантливо, в традициях романтич. «восточной» лит-ры. Живя в Москве и работая в журн. «Красная новь», П. сближается с лит. группой «Перевал», но ему претит ее «инертность в литературе», «любовь к малой своей... одиночной теме».

Павленко

525

По его инициативе группа писателей в 1930 едет в Ср. Азию, чтобы наблюдать социалистич. перестройку старой жизни. Итогом поездки явились повесть «Пустыня» (1931) и сб. «Путешествие в Туркменистан» (1932), где П. уже выступает мастером точной детали, вскрывающей реальные контрасты действительности. В повести «Баррикады» (1932) — о Парижской Коммуне — ярче проявляется своеобразие писательского голоса П., его стремление к реализму; нек-рые худож. просчеты повести с «теплой суровостью» критиковал М. Горький. В 30-е гг. П. — гл. редактор журн. «30 дней», альм. «Дружба народов». Поездка на Д. Восток породила роман о будущей войне — «На Востоке» (кн. 1—2, 1936—37). Несмотря на рыхлость композиции и незавершенность образов, читатели высоко оценили актуальность и идейную направленность романа. П. — автор киносценариев, отличающихся лаконичным и динамичным письмом; сценарий «Александр Невский» (совм. с С. М. Эйзенштейном, 1938; Гос. премия СССР, 1941) поднимает созвучную времени тему защиты Родины.

П. как журналист участвует в войне с белофиннами, в освободит. походе на Зап. Украину; в Великую Отечеств. войну — фронтовой корреспондент «Правды» и «Красной звезды», пишет воен. очерки, рассказы, повести (сб-ки «Путь отваги», 1942, «На высоком мысу», 1943). Нек-рые из них, напр. «Русскую повесть» (1942), писатель сам оценивал как неудачи. Демобилизовавшись из-за ранения и обострения туберкулеза, П. переехал в Крым (1945). Работа над романом о человеке, искалеченном войной, приобретает и личный смысл. В отличие от героев Н. Островского и Б. Полевого — людей высокого воинского подвига, — герой романа П. «Счастье» (1947; Гос. премия СССР, 1948), подобно тысячам других, ищет свое место в послевоен. буднях. Счастье — быть полезным народу; к этому приходят П. и его герой (недаром гуманистич. сила романа породила впоследствии движение «воропаевцев»). Роман «Счастье» — свидетельство зрелости мастера. Романтически пристрастное видение мира, окрашенное характерным юмором, сочетается у П. с простотой, реалистичностью письма. П. отдал в романе дань культу личности. Это отразилось и в слабых, написанных по специальному заказу киносценариях П. «Клятва» (1946; Гос. премия СССР, 1947) и «Падение Берлина» (1949; Гос. премия СССР, 1950). В 1945—51 П. принимал участие в парт. и хоз. жизни Крыма. Как секретарь Крымской писательской организации он много сделал для воспитания местной творч. интеллигенции. Одновременно сотрудничал в журн. «Знамя» (с 1947 — чл. редколлегии этого журнала), редактировал альманах «Крым». Был избран депутатом Верх. Совета СССР 3-го созыва.

После поездок за границу написаны кн. П. «Американские впечатления» (1949), «Молодая Германия» (1951), «Итальянские впечатления» (1951). Рассказы «Рассвет», «Голос в пути», «Верность» и повесть «Степное солнце» (1949) согреты теплом авторского чувства и романтич. мироощущением героев. Язык П. — прозрачный, насыщенный красками, ароматами, звуками. В последние годы П. работал над «коммунистическим международным романом» в неск. частях. Закончил только 1-ю ч. — «Труженики мира» о строителях ферганского канала. Творч. планы П. были обширны, как свидетельствуют его «Записные книжки», но в разгар работы над статьей о Горьком жизнь писателя оборвалась. Соч. П. переведены на мн. языки в СССР и за рубежом.

Соч.: Собр. соч. [Критико-биографич. очерк Л. Скорино], т. 1—6, М., 1953—55; Лорд Байрон. Рассказы, М., 1928; Писатель и жизнь. Статьи. Воспоминания. Из записных книжек. Письма, М., 1955; Записные книжки. [Вступ. ст. В. Вихрова], Симферополь, 1955; Автобиография, в кн.: Сов. писатели.

526

Автобиографии, т. 2, М., 1959; Кавказская повесть, Махач-Кала, 1966.

Лит.: Новикова М., П. А. Павленко. Очерк творчества, Симферополь, 1955; Левин Л., П. А. Павленко, 2 изд., М., 1956, Скорино Л., П. А. Павленко. Критико-биографич. очерк, в ее кн.: Семь портретов, М., 1956; Тарасенков А., Петр Павленко, в его кн.: Статьи о лит-ре, т. 2, М., 1958; Дмитриева Ц., Петр Андреевич Павленко, в кн.: Рус. сов. писатели, М., 1957; Книпович Е., Писатель — это огромное сердце, в ее кн.: В защиту жизни, 2 изд., М., 1959; Дикушина Н., П. А. Павленко, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 3, М., 1961; Павленко в воспоминаниях современников, М., 1963; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.

Л. П. Печко.