523

ПАВЕ́ЗЕ (Pavese), Чезаре (9.IX.1908, Санто-Стефано-Бельбо, пров. Кунео, — 27.VIII.1950, Турин) — итал. писатель, переводчик. Окончил Туринский ун-т. Переводил соч. Д. Дефо, Ч. Диккенса, Г. Мелвила («Моби Дик»). Познакомил итал. читателей с произв. совр. амер. лит-ры (Ш. Андерсон, Дж. Стейнбек, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, а также Дж. Джойс). Примыкал к антифашист. туринской интеллигенции, был выслан в Калабрию, где подготовил первый сб. своих стихов «Рабочая усталость» («Lavorare stanca», 1936). Лирич. герой П. — юноша, утративший гармонич. восприятие бытия в результате столкновения с враждебной людям цивилизацией. Эти же мотивы трагич. отчуждения пронизывали и прозаич. соч. П. — повести «Твои родные края» («Paesi tuoi», 1941) и «Пляж» («La spiaggia», опубл. в 1956). В годы Сопротивления участвовал в подпольной борьбе, вступил в Коммунистич. партию. Возвратясь к лит. деятельности, опубл. рассказы разных лет «Каникулы в августе» («Ferie d’agosto», 1946) и роман «Товарищ» («Il compagno», 1947), в к-ром показал мелкобурж. юношу Пабло, становящегося коммунистом-подпольщиком. Преодоление чувства безысходности, обретение смысла жизни — тема книги. В последующие годы П. выпустил лирич.-философское эссе «Диалоги с Леуко» («Dialoghi con Leucò», 1947), сб. повестей «Прежде чем пропоет петух» («Prima che il gallo canti», 1949), за к-рый был удостоен лит. премии «Стрега». Герой рассказов и повестей П. «Пригожее лето» («La bella estate», 1949), «Дьявол на холмах» («Il diavolo sulle colline»), «Среди женщин» («Tra donne sole»), «Дом на холме» («La casa in collina») и др. — бурж. интеллигент, ищущий свое место в происходящей вокруг борьбе. В 1950 выходит последнее произв. П. — роман «Луна и костры» («La luna e i falò»). Из-за личной драмы П. покончил самоубийством. Посмертно изданы сб. стихов «У смерти твои глаза» («Verrà la morte e avrà i tuoi occhi», 1951), собр. критич. статей, дневник под назв. «Ремесло жить» («Il mestiere di vivere», 1952), несколько сб. повестей и рассказов. Прогрес. критики подчеркивают значение П. для развития совр. итал. лит-ры, отмечают, что духовный кризис писателя в последние годы фашизма и его приход к антифашист. борьбе и демократич. культуре характерны для всей итал. прогрес. интеллигенции.

Проза П. — современна по форме, повествование чаще всего ведется от первого лица, в виде «исповеди», «внутреннего монолога», стиль лаконичен, но богат подтекстом. Несомненно влияние У. Фолкнера и Дж. Стейнбека. Ранние стихи П. — повествовательны, но позднее его поэзия приобретает философско-созерцательный характер, гражд. пафос.

Соч.: I racconti, Torino, 1960; Poesie edite e inedite, Torino, 1962; Le lettere, 1924—1944, Torino, 1966; Il fascismo e la cultura, «L’Unità», 1959, 23 agosto; в рус. пер. — [Стихи], «Ин. лит-ра», 1958, № 5; Товарищ, М., 1960.

Лит.: Cecchi E., Paragone, 1950; Pancrazi P., Scrittori d’oggi, ser. 4, Bari, 1946; Lajolo D., Il «Vizio assurdo»,

524

Storia di C. Pavese, 4 ed., Mil., 1961; его же, A tu per tu con Pavese, «L’Unità», 1961, 26 agosto; Fernandez D., Cesare Pavese, poète, «Nouvelle revue française», 1963, № 126; Hood S., A protestant without God. On Cesare Pavese, «Encounter», 1966, May.

Г. Д. Богемский.