475

ОСЕТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра осетин. живущих в Сев.-Осетин. АССР и Юго-Осетин. АО. В течение мн. веков народ выражал свои думы и чаяния в устном творчестве; нар. поэзия осетин отличается многообразием жанров: песни (трудовые, обрядовые, историко-героич., колыбельные, любовные, шуточные и др.), сказки (богатырские, бытовые, фантастич., о животных и др.), легенды и предания, кадаги и поговорки. Наиболее значительны сказания о нартах [см. Нартовский (нартский) эпос]. В осетин. фольклоре изображено тяжелое положение трудящихся, их борьба против угнетателей и насильников. В лучших своих песнях-кадагах народ воспевает доблесть героев, осуждает трусость и предательство. Первыми собирателями фольклора в Осетии были В. Цораев и Д. Чонкадзе, бр. Джантемир и Гацыр Шанаевы и др. Записи В. Цораева и Д. Чонкадзе опубл. на осетин. и рус. языках акад. А. Шифнером в 1868 («Осетинские тексты»). Потом свои записи опубл. В. Пфаф («Сборник сведений о Кавказе», в. 1, 1871), В. Ф. Миллер («Осетинские этюды», ч. 1—3, 1881—87; «Осетинские сказки», 1885) и др.

476

В сов. время осетин. народ создал песни о новой жизни, о героях Великой Отечеств. войны, о Коммунистич. партии, о В. И. Ленине.

Первая печатная книга на основе церковнослав. графики вышла в 1798. Новый алфавит для осетин. письма разработал А. М. Шегрен (1794—1855) на основе рус. алфавита; его «Осетинская грамматика» (ч. 1—2, 1844) явилась началом научного изучения осетин. языка. Графика А. Шегрена была усовершенствована В. Ф. Миллером. Один из первых просветителей либерально-прогрес. направления И. Г. Ялгузидзе (1770—1830), переводчик церк. книг и судебных приговоров на осетин. яз., составил первый осетин. «Букварь на основе грузинской графики» (1821), написал поэму «Алгузиани» (изд. 1885) на груз. яз., где возвеличил подвиги мифич. царя Алгуза, идеализируя прошлое Осетии. Осетин. просветитель, переводчик и педагог Аксо Колиев (1823—66), открывший первую школу для осетин. девочек, написал неск. религ. стихов, используя формы осетин. нар. стиха. Поэт Т. Мамсуров (1843—98) правдиво отразил нек-рые факты из жизни осетин. периода переселения горцев в Турцию (1859—65). В стих. «Два друга», «Думы» поэт рассказал о тяжелых испытаниях обманутых туркофилами горцев-переселенцев, об их тоске по родине. В 70-х гг. с очерками и рассказами («В осетинском ауле», 1875, «Горцы-переселенцы», 1876, «Две смерти», 1878, и др.), написанными на рус. яз., выступил И. Кануков (1851—99). Офицер, участник рус.-тур. войны, Кануков писал и стихи.

Зачинателем худож. О. л. и создателем лит. яз. был К. Л. Хетагуров (1859—1906) — поэт и обществ. деятель, революц. демократ. В сб. «Осетинская лира» («Ирон фандыр», 1899) поэт с большой реалистич. силой изобразил жизнь осетин. бедноты со всеми ее бедами и крохотными радостями. Стихи и поэмы К. Хетагурова пользовались широкой популярностью, многие из них («Додой», «Солдат», «Кто ты?» и др.) стали народными. Хетагуров писал на осетин. и рус. языках. Из произв. на рус. яз. наиболее значительны — повесть в стихах «Фатима» (1889), поэмы «Перед судом» (1893), «Кому живется весело» (1893), комедия «Дуня» (1893).

В конце 19 — нач. 20 вв. выступили поэт А. Кубалов (1871—1944) — автор поэмы «Афхардты Хасана» (1898) и др., создавший образ горца — борца против насильников-феодалов; поэт Б. Гуржибеков (1868—1905) — автор драматич. поэмы «Глупец», романтич. поэмы «Очаровательная красавица» и сб-ков стихов, в к-рых правдиво отражены мн. стороны жизни осетин. народа — бесправное положение женщины, рост торговой буржуазии; А. Коцоев (1872—1944) — один из основоположников осетин. прозы, рассказы к-рого («Помечтали», «Товарищ» и др.) были опубл. в газ. «Правда» (1912), где он работал корректором. Поэт и прозаик Сека Гадиев (1855—1915) в своих стихах (сб. «Осетинский пастух», 1905) и рассказах («Азау», 1903, «Айсса», 1907, «Женщина в трауре», 1913) показал тяжелую жизнь гор. бедноты, ее борьбу против феод. порядков и царских чиновников.

В годы 1-й рус. революции О. л. заметно оживилась. Появились первые обществ.-лит. газеты «Ирон газет» («Осетинская газета», 1906), «Ног цард» («Новая жизнь», 1907), «Хабар» («Известия», 1909) и журналы — «Зонд» («Знание», 1907), «Афсир» («Колос», 1910, под ред. А. Коцоева), «Хуры тын» («Луч солнца», 1912, под ред. Е. Брптаева) и др. В 1905—07 выступили новые писатели. Стихи Цомака Гадиева (1883—1931) «Призыв к борьбе», «Набат», «Народ» и др. пронизаны пафосом революц. борьбы. Полны гнева и ненависти к эксплуататорам стихи и поэмы Г. Цаголова (1871—1939), вошедшие в сб. «Осетинские мотивы» (1907). Комедии Е. Бритаева (1881—1923) «Лучше смерть, чем позор», «Побывавший в России» (1902) и особенно его бытовая

477

драма «Две сестры» (1908) и трагедия «Амран» (1913—23) сыграли значит. роль в развитии осетин. драматургии. Первая писательница-осетинка Р. Кочисова (1888—1910) написала пьесы «Наш пристав сошел с ума» (1907), «Моя любовь, или Завет отца» (1909) и др., ставшие популярными. Протест против адм. гнета и произвола звучит в комедии Д. Короева (1890—1924) «Не я был, кошка была» (1913).

В ряду лучших дореволюц. осетин. драматич. произв. стоит драма Алихана Токаева (1895—1920) «Белые вороны» (1913) о социальной и классовой борьбе, о диких нравах темных крестьян. В эти же годы выступили Хох Тлатов (1880—1932) с фантастич. повестью «Сон» (1911), Б. Туганов (1866—1921) с книгой на рус. яз. «Батануко Тембот» (1913) и др. На осетин. яз. стали переводиться соч. рус., груз. и заруб. писателей.

Октябрьская революция создала условия для экономич. и культурного развития осетин. народа. В годы гражд. войны и в первые годы Сов. власти сов. О. л. зарождалась в условиях острой идейно-политич. борьбы. Лучшие писатели — Цомак Гадиев, Г. Бараков (1890—1937), С. Баграев (1888—1941), А. Коцоев, Нигер (1896—1947), Ч. Бегизов (1898—1937) и др. встали на сторону революции. В стане контрреволюции оказались Г. Баев, А. Цаликов и др.; нек-рые писатели заняли пассивно-выжидат. позицию.

Революц. пафосом были проникнуты стихи Цомака Гадиева («Гром гремит», «Осетия»), Г. Баракова («Северной Осетии»), Нигера («Вперед», «Живи!»), Г. Малиева (1886—1944) («Глашатай»), А. Гулуева (р. 1892) («Россия», «Песня гор») и др. Поэт Баграев бичевал врагов революции, стяжателей буржуа («Вот тебе, на»), осетин. бурж. националистов, организовавших в 1917 т. н. «Круг Коста». Поэт высмеял этот «круг», назвав его «Кругом хохлатых». В 1920 начала выходить газ. «Кермен», к-рая собирала вокруг себя молодые силы О. л. Газета выпустила «Сборник осетинских песен» (1921), куда вошли стихи Г. Баракова, Нигера, Цомака Гадиева, Ч. Бегизова, Б. Алборова и др. В 1921 было образовано «Литературное объединение осетинских писателей», к-рое в 1922 издало альманах «Малусаг» («Подснежник»). Нек-рые произв., включенные в альманах, проникнуты упадочническими идеями.

В 1924—25 при Моск. ассоциации пролет. писателей была создана небольшая группа «Зиу», в к-рую входили осетин. пролет. писатели — С. Косирати (1901—37), С. Кулаев (1900—38), К. Дзесов (р. 1906) и др. В 1925 и 1927 во Владикавказе вышли два сб-ка под этим же названием. Осетин. газеты оказывали помощь писателям, систематически печатая лит. страницы. С 1927 в Юж. Осетии стал выходить обществ.-лит. журн. «Фидиуаг» («Глашатай»). Начиная с 1924, когда была образована Сев.-Осетин. АССР, значительно улучшилась издат. деятельность. Вышли сб-ки рассказов А. Коцоева и С. Кулаева, стихи Г. Баракова, Г. Малиева, А. Гулуева, Ц. Гадиева, С. Баграева; драмы Ц. Гадиева, Д. Кусова и др. Как критики и литературоведы в 20-е гг. выступали Ц. Гадиев, Г. Бараков, А. Тибилов (1886—1937), С. Косирати, С. Джанаев (р. 1903) и др. В 20-х гг. в О. л. пришли молодые писатели: К. Фарнион (1907—37), К. Дзесов, а вслед за ними Б. Боциев (1901—44), Д. Мамсуров (1909—66), Т. Епхиев (1911—58), Г. Кайтуков (р. 1911), Т. Бесаев (р. 1910), Х. Плиев (1908—66) и др., к-рые внесли в нее новые темы и образы. В 20-е гг. выдвинулся М. Камбердиев (1909—31), в лирике к-рого яркими красками нарисованы картины повой жизни, отражена героика революции.

К 30-м гг. относится новый этап в истории сов. О. л. Он характеризуется появлением крупных эпич. произв., оживлением драмы. В 1930—32 были изданы десятки сб-ков молодых поэтов и прозаиков. Стали выходить: лит. приложения к газ. «Растдзинад» («Правда»),

478

«Размӕ» («Вперед», 1928—30), альманах «Абон» («Сегодня», 1932), лит.-худож. и обществ.-политич. журн. «Литературон хъазуэтон» («Ударник литературы», 1932—33), ежемесячный худож. журн. «Мах дуг» («Наша эпоха», 1934, выходит по наст. время), сыгравшие значит. роль в развитии О. л. В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» были созданы единые СП в Сев. и Юж. Осетии. Писатели стали глубже отражать жизнь, активизировалась их творч. деятельность во всех жанрах. Учась у классиков рус. и сов. лит-ры, они создали повести и романы на родном яз.: Цомак Гадиев — повесть «Честь предков» (1931), Ч. Беджызаты — повесть «Волки» (1935), Р. Чочиев (р. 1906) — повесть «Вперед» (1938), Д. Мамсуров — роман «Тяжелая операция» (1939), А. Коцоев — повесть «Джанаспи» (1940) и др. Осн. темой прозы этих лет была коллективизация с. х-ва, переделка сознания людей. Писатели ставили проблемы положит. героя, народа и интеллигенции, традиции и новаторства. В 30-е гг. написаны интересные эпич. произв., посвященные историч. прошлому осетин. народа: «Шум бури» (1932) К. Фарниона, роман «Разбитая цепь» (1935) Б. Боциева, «Ахсарбег» (1940) Д. Мамсурова, цикл новелл «Говорят башни» (1934) Ч. Беджызаты, роман «Надежда» (1949) Т. Бесаева и др. Развивается жанр поэмы. М. Камбердиев выступил с поэмами «Клятва» и «Двуглавый» (1930—31), Х. Плиев — «Салимат» (1931), Нигер — «Гыцци» (1934) и «У Терека» (1939). Г. Малиев написал историч. поэмы «Гудзуна» (1934) и «Темур Алсак» (1935), А. Гулуев — «Борьба» (1934), Т. Епхиев — «Два сердца» (1936), Г. Дзугаев (р. 1911) — «Хамат» (1936—37) и др.

В развитии осетин. поэзии 30-х гг. важная роль принадлежит Нигеру. Его лирич. герой, преодолевая былые сомнения и колебания, вырастает в борца и созидателя. В эти годы герой осетин. поэзии предстает бодрым, общественно активным. Его судьба органически связана с судьбами родины, народа. Это характерно для лирики Г. Плиева (р. 1913), Гафеза (р. 1913), Ц. Хутинаева (1910—38), Я. Хозиева (1916—38) и др.

В 30-х гг. обогатилась новыми пьесами осетин. драматургия. На сценах ставились пьесы: «Село всколыхнулось» (1932) С. Кулаева, «Двадцатый год» (1935) Ч. Беджызаты, «Свадьба» (1937) и «Новая невестка» (1940) Г. Джимиева (1907—44), «Земля» (1936, пост. 1938) и «Певец народа» (1939) Д. Кусова, «Коста» (1939) Т. Епхиева и Нигера, «Пастуший хутор» (1939) М. Шавлохова (1915—46), «Мать сирот» (1940) Д. Туаева (1903—64) и др.

Во время Великой Отечеств. войны мн. осетин. писатели с оружием в руках защищали родину: Т. Джатиев (р. 1910), Г. Кайтуков, Г. Плиев, М. Цагараев (р. 1916), Н. Гаглоев (р. 1900), К. Казбеков (1912—66), Ф. Гаглоев (Гафез), Н. Джусоев (р. 1924) и др. Смертью храбрых пали — И. Хуадонов (1909—42), М. Кочисов (1919—44), Х. Калоев (1921—43), М. Елекоев (1923—42). Писатели Осетии изображали в своих произв. героич. подвиги народа на фронте и в тылу. В эти суровые годы еще ярче выступили такие черты лит-ры социалистич. реализма, как партийность и интернациональность, мотивы дружбы народов. Лирика стала более целеустремленной, идейно насыщенной. Характерны для этого времени стихи Г. Плиева, Д. Дарчиева (р. 1911), Гафеза, Н. Джусоева, Б. Муртазова (р. 1917), Г. Дзугаева, А. Царукаева (р. 1918), Р. Асаева (р. 1923) и др. Среди стихов, поэм и прозы воен. лет обращают на себя особое внимание поэмы «Отважный Хадзы мырза» (1942) и «Партизан Бибо» (1942) Б. Боциева, «Близнецы» (1942) Т. Епхиева, «Красноармеец будет рассказывать» (1945) Нигера, сб-ки стихов Г. Кайтукова «В дни войны» (1944), Т. Балаева (р. 1912) «Родина» (1945), Т. Епхиева «Осетия в огне» (1945), повести Д. Мамсурова

479

«Народная месть» (1944), Т. Джатиева «Честь осетина» (1945) и др. В осетин. театрах шли историко-героич. драмы Д. Мамсурова «Вождь Багатар» (1940) и «Сыновья Бата» (пост. 1942), К. Казбекова и Корзуна «Нарт Батрадз» (1939). К значит. произв. на тему о борьбе сов. народа против нем. захватчиков относится драма «Черный туман» (1944) Г. Джимиева.

В послевоен. годы О. л. пополнилась крупными произв.: 1-я кн. трилогии Е. Уруймаговой (1905—55) — «Навстречу жизни» (1949), 1-я и 2-я кн. романа Д. Мамсурова «Поэма о героях» (1948—58), романы «Вперед» (1956) Т. Епхиева, «Плечом к плечу» (кн. 1—2, 1954—1956) Н. Гаглоева, «Непобедимая сила» (кн. 1—4, 1954—1961) Д. Джиоева (р. 1913), «Счастье» (1958) Р. Чочиева, «Фатима» (кн. 1—3, 1947—59) Е. Бекоева (р. 1909), «Повесть о колхозном плотнике Саго» (1955) М. Цагараева, комедии: «Желание Паша» (1959) Д. Туаева и «Женихи» (пост. 1949) А. Токаева (р. 1910); трагедия Г. Плиева «Чермен» (пост. 1949); поэмы Гафеза — «Дубовая роща» и «Дочь гор» (1956), Х. Плиева «Поэма победы» (1950); сб-ки стихов: Г. Кайтукова, Г. Дзугаева, Н. Джусоева, Б. Муртазова, Д. Дарчиева, А. Царукаева, Р. Асаева, М. Цирихова (р. 1917), Г. Цагараева (р. 1922) и др. Интересные книги написаны для детей, многие из них стали достоянием всесоюзного читателя: повести «Два друга» (1952) Т. Джатиева, «Журавль Бип-бипп» (1951) Д. Мамсурова, его же «Сказка про лентяя Габиша» в стихах, сказка-пьеса «Златокудрые» Д. Туаева, книга сказок С. Бритаева (1898—1961), стихи и рассказы М. Басиева (р. 1912). В 50—60-е гг. еще больше укрепились связи О. л. с братскими лит-рами. Переведено много книг рус. и мировой классики, сов. писателей, писателей братских народов СССР. Лучшие произв. О. л. переводятся на рус. и др. языки, и тем самым становятся достоянием народов Сов. Союза.

Решения XX и последующих съездов КПСС сыграли значит. роль в развитии О. л. Большинство новых книг тематически связано с жизнью колх. деревни последнего времени: роман Д. Мамсурова «Люди это люди» (1960), повести «Осетинская быль» (1965) М. Цагараева, «Сердце тому свидетель» (1963) Т. Бесаева, роман «Солнцеворот» (1964) А. Агузарова (р. 1923) и др. Проблемам народа и интеллигенции, осознанию молодыми специалистами своего долга перед народом посвящены повести К. Дзесова «Беспокойство» (1964) и С. Марзоева (р. 1927) «Долг платежом красен» (1963). На темы гражд. войны в Осетии написан роман К. Бадоева (р. 1901) «От битвы к битве» (1962), повесть С. Джанаева «Хадзымат» (1959), М. Цагараева — «Пастух Черной горы» (1961) и др. Разрабатываются темы историч. прошлого: Т. Джатиев — «Горная звезда» (1961), С. Джанаев — «Рассказы о Коста Хетагурове» (1963) и др. В драматургии успешно работают А. Токаев, Г. Плиев, В. Гаглоев (р. 1931), Р. Хубецова (р. 1922), Д. Темиряев (р. 1925) и др. Осетин. поэзия обогатилась произв. Н. Джусоева, М. Цирихова, А. Царукаева и др., а также стихами молодых поэтов Г. Гагиева (р. 1932), Г. Цагараева (р. 1923), Г. Бестаева (р. 1932), Х. Дзуццева (р. 1936). Заметно оживилась литературоведч. деятельность: появился ряд монографич. работ о К. Хетагурове, С. Гадиеве, Ц. Гадиеве, А. Коцоеве, о Нигере и др. Решаются проблемные вопросы истории сов. О. л., ее связи с др. лит-рами. В области критики и лит-ведения работают Н. Джусоев, Х. Ардасенов, С. Марзоев, А. Хадарцева, Г. Калоев и др.

Лит.: Джанаев И., Сказания о нартах, Орджоникидзе, 1941; Абаев В., Нартовский эпос, «Изв. Сев.-Осетин. НИИ», Орджоникидзе, 1945, т. 10, в. 1; Ардасенов Х., Очерк развития осетин. лит-ры. Дооктябрьский период, Орджоникидзе, 1959; его же, Развитие осетин. худож. лит-ры за годы сов. власти, Орджоникидзе, 1957; Юбилей Коста Хетагурова (1859—1939), Орджоникидзе, 1941; Хадарцева А., Творч. лаборатория «Осетинской лиры», Орджоникидзе, 1955; Епхиев Т.,

480

Коцойты Арсен, Орджоникидзе, 1955; Марзоев С., Проблема положительного героя в поэзии Нигера, Орджоникидзе, 1956; Ардасенты Х., Цардӕмӕ поэзи, Орджоникидзе, 1962; Джусоев П., Сека Гадиев, [Цхинвали], 1958; Цховребова Л., Жизнь и творчество Гадиева Цомака и рус. лит-ра, [Цхинвали], 1961; Писатели Северной Осетии, Орджоникидзе, 1960; Дзуццаты Х., Беджызаты Чермены сфӕлдыстад, [Цхинвали], 1959; Луппол И., Коста Хетагуров и рус. лит-ра, «Изв. Сев.-Осетин. НИИ», т. 21, в. 3, 1959; Хадарцева А. А., Творч. путь Д. Туаева, Орджоникидзе. 1960; Семенов Л. П., Избранное. Статьи об осетин. лит-ре, Орджоникидзе, 1964; Габараев С., Мировоззрение Коста Хетагурова, М., 1959; Джусоев Н., Тема Кавказа в рус. лит-ре и в творчестве К. Хетагурова, [Цхинвали], 1955; Луценко И., К. Хетагуров и Украина, [Цхинвали], 1959; Осетин. сов. драматургия. Краткий указатель лит-ры, Орджоникидзе, 1960; Гаджиты Г., Лирика ӕмӕ базырджын азтӕ, Орджоникидзе, 1963; Очерк истории осетин. сов. лит-ры, Орджоникидзе, 1967.

Х. Ардасенов.