460
ОРИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра ориссцев, населяющих штат Орисса (Вост. Индия), одна из инд. нац. лит-р. Возникновению О. л. способствовали богатые фольклорные традиции ориссцев. Первые письм. памятники — настенные надписи в храмах — относятся к 12 в. В 13 в. сделаны записи нар. песен и сатирич. стихов, сохранившиеся доныне. Ранняя О. л., тесно связанная с фольклором, широко отражала нар. чаяния и развивалась в тесном единстве с историч. судьбами народа. В 15 в. поэт Сиддхесвар Парида Сараладас написал по мотивам санскр. эпоса «Махабхарату», в к-рой традиц. образы переосмыслены в духе нар. жизни орийцев. В 15—16 вв. поэты группы «Пять друзей» — Баларамдас, Джаганнатхдас, Анантдас, Джосавантдас и Ачьютанандадас — продолжали традицию переложения др.-инд. эпоса. Язык их соч. близок к нар.-разговорному. В конце 16 — нач. 17 вв. отчасти под влиянием Чойтонно и Джаядевы начинает развиваться лит-ра, воспевающая бога Кришну. Видное место в ней занимает эротич. поэзия. Усложняется худож. форма, развивается иск-во поэтич. каламбура. Крупнейшим представителем этой вычурной поэзии был Упендрабхадж (16 в.). Параллельно развивалась и вишнуитская лирика, более близкая народу (Абхиманью Самантасингхар, Динакрушнадас, 17 в., Кависурья Баладева Ратха, 1789—1845). Однако лексика их произв. перегружена санскритизмами. Появляются поэмы, связанные с реальными событиями в жизни народа. Наиболее известна поэма Браджанатха Бададжены (1730—95) «Волны войны», в к-рой рассказывается о войне орийцев с маратхами.
В 18 в. под воздействием идей религ.-реформаторского движения бхакти возникает лит-ра, противодействующая вычурной поэзии, появляется тенденция к демократизации языка и худож. образности. Крупнейшими поэтами-лириками этого направления были Бхактачаран, Гопал Кришна (ум. 1862) и Бхима Бхой (ум. 1895). Их творчество тесно связано со ср.-век. религ.-поэтич. традицией. Во 2-й пол. 19 в. в О. л. проникают идеи просветительства. Во главе этого движения, выступавшего против старых поэтич. канонов, за обновление лит-ры и эстетич. идеалов, стояли прозаик Факирмохан Сенапати (1847—1918), поэты Радханатх Рой (1848—1908) и Мадхусудан Рао (1853—1912), нередко воспевавший любовь к человеку в мистической форме. С именами этих писателей связано также появление журналистики. Ближайшими последователями первых просветителей были: Нандкишор Бал (конец 19 — нач. 20 вв.), к-рый в сб. баллад, лирич. стихов и песен «Деревенские картинки» нарисовал жизнь орийской деревни; тонкий лирик Гангадхар Мехер (1862—1924) и сатирик Гопалчандра Прахарадж. В нач. 20 в. в О. л. под воздействием нац.-освободит. борьбы возникает движение, направленное на сближение с жизнью. Возглавил эту группу Гопабандху Дас (1877—1928), основавший «Лесную академию» и журн. «Сатьявади» («Верный»). Его соратниками были Нилакантадас, Годаварис Мишра и др., стремившиеся воспитывать общество в духе патриотизма. За участие в нац.-освободит. движении Гопабандху Дас был брошен в тюрьму (1924—26), но не прекращал лит. деятельности. В 1920—21 возникает кружок «Зеленых» («Сабуджа»), в к-рый входят, в частности, последователи и эпигоны Р. Тагора. Их первая книга «Поэзия зеленых» (1930) носила следы формалистич. поисков. Нек-рые члены кружка (Калиндичаран Паниграхи, р. 1901, Байкунтанатх Патнаик, р. 1904, и др.) стали известными писателями. В 30-е гг. идет становление реализма в О. л. В нее проникают социалистич. идеи. Вскоре начинает ощущаться влияние
461
модернист. лит-ры (Т. Элиот и др.). Выделение Ориссы в отд. провинцию (1936) и признание ория офиц. языком способствовало подъему лит. жизни. В последние десятилетия успешно развивается реалистич. направление, особенно в прозе. Пользуются известностью романы Гопинатха Моханти (р. 1914) из жизни племен Ориссы. Деревне посвящено большинство социальных романов Кахнучарана Моханти (р. 1904). Обличение социальных язв отличает сатирич. произв. Годавариса Махапатры. Больших успехов в жанре рассказа добились Сурендранатх Моханти (р. 1920) и Раджкишор Рой (р. 1914). Среди поэтов выделяются Радхамохан Гаднаяк и Кунджабехаридас (р. 1914). Драматургия получила небольшое развитие. Она продолжает традиции нар. театра Ориссы. Наиболее известный драматург — Каличаран Патнаик (р. 1900). Литературоведение и критика делают первые шаги, хотя уже имеются работы, исследующие отд. периоды развития О. л.
Лит.: История индийских литератур, пер. с англ., М., 1964; Адж ка бхаратия сахитья, Дели, 1958; Mayadhar Mansinha, History of Oriya literature, Delhi, 1962; Contemporary Indian literature, Delhi, 1957; Literatures in modern Indian languages, Delhi, 1957.
А. С. Сухочев.