454

ОРА́ТОРСКИЙ СТИХ — интонационный тип стиха (см. Интонационно-синтаксическая организация стиха),

455

присущий преим. гражд. лирике, иногда — трагедии, поэме. По терминологии Б. М. Эйхенбаума, О. с. — риторический, декламативный стих. В О. с. преобладают возвышенно-патетич. лексика и фразеология. Синтаксич. строй О. с. характеризуется обилием риторич. фигур (см. Фигуры стилистические), прежде всего риторич. вопросов, восклицаний, обращений. О. с. обычно течет мерно, синтаксич. членение речи совпадает с метрическим (делением на стихи), один стих отделяется от другого отчетливой паузой, переносы редки. В О. с. иногда встречаются тирады, в к-рых стихи подобны друг другу по интонационно-синтаксич. строю: цепь вопросов, восклицаний и т. п. Этим О. с. в какой-то мере схож с напевным стихом, однако симметрия в О. с. менее отчетлива, чем в напевном, при этом определяющим композиц. признаком является логич., а не муз. связь стихов.

Б. М. Эйхенбаум выделяет О. с. в обособл. интонац. тип, однако можно считать его одним из видов говорного стиха (см. Напевный стих). В пределах одного произв. могут осуществляться переходы от одной разновидности разговорного стиха к другой. Так, в «Медном всаднике» А. Пушкина слышна интонация и О. с. («Люблю тебя, Петра творенье...»), и спокойного объективного повествования, и прозаич. разговора. В истории русской поэзии О. с. постоянно развивается: в 18 в. — в оде, впоследствии — в гражданской лирике А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского и др. поэтов.

Лит.: Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922; Жирмунский В. М., Мелодика стиха, в его кн.: Вопросы теории лит-ры, Л., 1928, с. 89—154; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962, с. 99—122; его же, Типы интонации рус. классич. стиха, в сб.: Слово и образ, М., 1964.

В. Е. Холшевников.