Злобин Г. П. О'Нил // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 439—441.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-4392.htm

- 439 -

О’НИЛ (O’Neill), Юджин (16.X.1888, Нью-Йорк, — 27.XI.1953, Бостон) — амер. писатель. Сын ирл. иммигранта, актера; воспитывался в умеренно-католич. духе. Систематич. образования не получил, рано отошел от семьи. Плавал матросом в Юж. Америку, Англию, вращался среди простого люда, обитателей дна, что впоследствии придало суровую демократич. окраску его пьесам. Лит. деятельность О’Н. начал стихами в Нью-Лондонской газ. «Телеграф». В годы 1-й мировой войны О’Н. в Нью-Йорке сближается с богемными кружками, с радик. мелкобурж. интеллигенцией. Испытав влияние Дж. Рида, он выступает против войны, проникается идеями социализма анархич. толка. Первые драматургич. опыты О’Н., вошедшие в сб. «Жажда и другие одноактные пьесы» («Thirst and other one-act plays», 1914), счастливо совпали с возникшим движением «малых театров», бросивших вызов коммерч. Бродвею и положивших начало совр. драматургии

- 440 -

США. Летом 1916 труппа «Провинстаун плейерс» поставила пьесу О’Н. «К востоку, на Кардифф» («Bound East for Cardiff») и др. «морские» пьесы, ломающие сценич. каноны своей жизненностью и трагичностью. Драма «За горизонтом» («Beyond the horizon», 1920), намечающая тему трагич. разлада прекрасной мечты с серой действительностью, принесла О’Н. широкую известность и Пулицеровскую премию.

О'Нил

Рассеянный образ жизни, схватки с бродвейскими режиссерами сочетались у драматурга с интенсивной работой. В 1920—25 О’Н. написал 12 пьес, среди них: «Косматая обезьяна» («The hairy ape», 1922), изображающая полное обезличивание человека в условиях «индустриальной цивилизации»; «У всех детей господа бога есть крылья» («All God’s children got wings», 1924), конфликт к-рой вырастает из межрасовых отношений; трагедия «Страсти под вязами» («Desire under the elms», 1925), где роковые вожделения устремлены к деньгам, душе человека, женщине, земле. Высокой степени социальной критики драматург достигает в проникнутой иронией романтич. сатире на бурж. цивилизацию «Марко-миллионщик» («Marco Millions», 1927). Творчество О’Н. этих лет развивалось в критико-реалистическом направлении, хотя стремление отразить неустойчивость общественного и личного бытия человека выливалось в постоянные эксперименты с экспрессионистской техникой («Император Джонс» — «The emperor Jones», 1921), масками («Великий бог Браун» — «Great God Brown», 1926), хором («Лазарь смеялся» — «Lazarus laughed», 1927). Нашумевшая девятиактная «Странная интерлюдия» («Strange interlude», 1928) отмечена влиянием А. Стриндберга и теорий З. Фрейда. О’Н. приближается к диалогизированной прозе (полное пренебрежение законами сцены, использование приемов совр. романа, напр. внутр. монолог, «поток сознания», пространные несценичные ремарки).

Сцена из спектакля «Негр». Московский Камерный театр, 1929.

Сцена из спектакля «Негр». Московский Камерный театр, 1929.

В условиях обществ. кризиса 1929 О’Н. пытается осмыслить социальные потрясения, обращаясь к психоанализу, «индустриальному» богоискательству («Динамо» — «Dynamo», 1929), католицизму («Дни без завершения» — «Days without end», 1934). В 1928 О’Н.

- 441 -

с будущей женой актрисой Карлоттой Монтерей едет в Европу, путешествует по Юго-Вост. Азии, затем два года живет затворником во Франции; здесь он пишет драматич. трилогию «Траур к лицу Электре» («Morning becomes Electra», 1931). Это была попытка создать на материале амер. жизни монумент. трагедию. В 1934 О’Н. приступает к осуществлению замысла, свойственного скорее романисту, чем драматургу, — создать грандиозный историко-драматич. эпос «Сказание о собственниках, обокравших самих себя» («A tale of possesions self-dispossesed»); 11 пьес этого цикла должны были — подобно «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси — воссоздать историю возвышения и духовного оскудения, а затем распада амер. бурж. семьи на протяжении полутора веков.

В 1936 О’Н. присуждена Нобелевская премия. Усиление фашизма, предчувствие войны, прогрессирующая болезнь усугубили пессимизм О’Н., что нашло отражение в его философско-натуралистич. притче «Разносчик льда грядет». («The iceman cometh», 1939, пост. 1946), где, в отличие от драмы М. Горького «На дне», утверждается спасительность иллюзий. Автобиографич. характер носит большая психологич. драма «Долгий день уходит в ночь» («Long day’s journey into night», 1940, пост. 1956). С 40-х гг. О’Н. уже не мог писать. За неск. месяцев до смерти он уничтожил рукописи шести пьес из «Сказания...». Сохранились только две: «Душа поэта» («A touch of a poet», пост. 1957; в Моск. театре им. В. В. Маяковского, 1967) и колоссальная, впятеро больше обычной «драма для чтения» — «Дворцы побогаче» («More stately mansions»), в к-рой, несмотря на модернист. обертоны, с большой силой показано отчуждение личности в капиталистическом обществе.

В «Ответе на анкету американского журнала» (1928) М. Горький назвал имя О’Н. среди «талантливых художников» США. Пьесы О’Н. с успехом шли в Моск. Камерном театре (нек-рые из них О’Н. видел в Париже); эти спектакли ценил А. В. Луначарский. Драматургия О’Н. оказала влияние не только на амер., но и на мировую драму. Значит. часть его лит. наследия (письма, наброски, записные книжки) не опубликована.

Соч.: The plays, v. 1—3, N. Y., 1934; в рус. пер. — Любовь под вязами, М. — Л., 1927; Золото, М., 1928; Негр, М. — Л., 1930; Китовый жир, в сб.: Амер. театр. миниатюры, Л. — М., 1961.

Лит.: Заблудовский М., От реализма к мистицизму, «Лит. критик», 1934, № 7—8; Абрамов А., Конец бунтарства Ю. О. Нейля, «Интерн. лит-ра», 1936, № 2; Чармиан фон Виганд, От Караибского моря к подножью Креста, там же, 1937, № 3; Куликова И., Бесславный путь, «Театр», 1948, № 11; Старцев А., Неизвестная пьеса Юджина О’Нила, «Ин. лит-ра», 1956, № 11; Злобин Г., Люди, обокравшие самих себя, там же, 1965, № 7; Lawson J. H., The tragedy of E. O’Neill, «Masses and Mainstream», 1954, March, p. 7—18; Cargill O. [a. o.] (ed.), Eugene O’Neill and his plays, N. Y., 1962; Gelb A. and Gelb B., O’Neill, N. Y., (1962]; Alexander D., The tempering of E. O’Neill, N. Y., [1962].

Г. П. Злобин.