- 439 -
О’НИЛ (O’Neill), Юджин (16.X.1888, Нью-Йорк, — 27.XI.1953, Бостон) — амер. писатель. Сын ирл. иммигранта, актера; воспитывался в умеренно-католич. духе. Систематич. образования не получил, рано отошел от семьи. Плавал матросом в Юж. Америку, Англию, вращался среди простого люда, обитателей дна, что впоследствии придало суровую демократич. окраску его пьесам. Лит. деятельность О’Н. начал стихами в Нью-Лондонской газ. «Телеграф». В годы 1-й мировой войны О’Н. в Нью-Йорке сближается с богемными кружками, с радик. мелкобурж. интеллигенцией. Испытав влияние Дж. Рида, он выступает против войны, проникается идеями социализма анархич. толка. Первые драматургич. опыты О’Н., вошедшие в сб. «Жажда и другие одноактные пьесы» («Thirst and other one-act plays», 1914), счастливо совпали с возникшим движением «малых театров», бросивших вызов коммерч. Бродвею и положивших начало совр. драматургии
- 440 -
США. Летом 1916 труппа «Провинстаун плейерс» поставила пьесу О’Н. «К востоку, на Кардифф» («Bound East for Cardiff») и др. «морские» пьесы, ломающие сценич. каноны своей жизненностью и трагичностью. Драма «За горизонтом» («Beyond the horizon», 1920), намечающая тему трагич. разлада прекрасной мечты с серой действительностью, принесла О’Н. широкую известность и Пулицеровскую премию.
Рассеянный образ жизни, схватки с бродвейскими режиссерами сочетались у драматурга с интенсивной работой. В 1920—25 О’Н. написал 12 пьес, среди них: «Косматая обезьяна» («The hairy ape», 1922), изображающая полное обезличивание человека в условиях «индустриальной цивилизации»; «У всех детей господа бога есть крылья» («All God’s children got wings», 1924), конфликт к-рой вырастает из межрасовых отношений; трагедия «Страсти под вязами» («Desire under the elms», 1925), где роковые вожделения устремлены к деньгам, душе человека, женщине, земле. Высокой степени социальной критики драматург достигает в проникнутой иронией романтич. сатире на бурж. цивилизацию «Марко-миллионщик» («Marco Millions», 1927). Творчество О’Н. этих лет развивалось в критико-реалистическом направлении, хотя стремление отразить неустойчивость общественного и личного бытия человека выливалось в постоянные эксперименты с экспрессионистской техникой («Император Джонс» — «The emperor Jones», 1921), масками («Великий бог Браун» — «Great God Brown», 1926), хором («Лазарь смеялся» — «Lazarus laughed», 1927). Нашумевшая девятиактная «Странная интерлюдия» («Strange interlude», 1928) отмечена влиянием А. Стриндберга и теорий З. Фрейда. О’Н. приближается к диалогизированной прозе (полное пренебрежение законами сцены, использование приемов совр. романа, напр. внутр. монолог, «поток сознания», пространные несценичные ремарки).
Сцена из спектакля «Негр». Московский Камерный театр, 1929.
В условиях обществ. кризиса 1929 О’Н. пытается осмыслить социальные потрясения, обращаясь к психоанализу, «индустриальному» богоискательству («Динамо» — «Dynamo», 1929), католицизму («Дни без завершения» — «Days without end», 1934). В 1928 О’Н.
- 441 -
с будущей женой актрисой Карлоттой Монтерей едет в Европу, путешествует по Юго-Вост. Азии, затем два года живет затворником во Франции; здесь он пишет драматич. трилогию «Траур к лицу Электре» («Morning becomes Electra», 1931). Это была попытка создать на материале амер. жизни монумент. трагедию. В 1934 О’Н. приступает к осуществлению замысла, свойственного скорее романисту, чем драматургу, — создать грандиозный историко-драматич. эпос «Сказание о собственниках, обокравших самих себя» («A tale of possesions self-dispossesed»); 11 пьес этого цикла должны были — подобно «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси — воссоздать историю возвышения и духовного оскудения, а затем распада амер. бурж. семьи на протяжении полутора веков.
В 1936 О’Н. присуждена Нобелевская премия. Усиление фашизма, предчувствие войны, прогрессирующая болезнь усугубили пессимизм О’Н., что нашло отражение в его философско-натуралистич. притче «Разносчик льда грядет». («The iceman cometh», 1939, пост. 1946), где, в отличие от драмы М. Горького «На дне», утверждается спасительность иллюзий. Автобиографич. характер носит большая психологич. драма «Долгий день уходит в ночь» («Long day’s journey into night», 1940, пост. 1956). С 40-х гг. О’Н. уже не мог писать. За неск. месяцев до смерти он уничтожил рукописи шести пьес из «Сказания...». Сохранились только две: «Душа поэта» («A touch of a poet», пост. 1957; в Моск. театре им. В. В. Маяковского, 1967) и колоссальная, впятеро больше обычной «драма для чтения» — «Дворцы побогаче» («More stately mansions»), в к-рой, несмотря на модернист. обертоны, с большой силой показано отчуждение личности в капиталистическом обществе.
В «Ответе на анкету американского журнала» (1928) М. Горький назвал имя О’Н. среди «талантливых художников» США. Пьесы О’Н. с успехом шли в Моск. Камерном театре (нек-рые из них О’Н. видел в Париже); эти спектакли ценил А. В. Луначарский. Драматургия О’Н. оказала влияние не только на амер., но и на мировую драму. Значит. часть его лит. наследия (письма, наброски, записные книжки) не опубликована.
Соч.: The plays, v. 1—3, N. Y., 1934; в рус. пер. — Любовь под вязами, М. — Л., 1927; Золото, М., 1928; Негр, М. — Л., 1930; Китовый жир, в сб.: Амер. театр. миниатюры, Л. — М., 1961.
Лит.: Заблудовский М., От реализма к мистицизму, «Лит. критик», 1934, № 7—8; Абрамов А., Конец бунтарства Ю. О. Нейля, «Интерн. лит-ра», 1936, № 2; Чармиан фон Виганд, От Караибского моря к подножью Креста, там же, 1937, № 3; Куликова И., Бесславный путь, «Театр», 1948, № 11; Старцев А., Неизвестная пьеса Юджина О’Нила, «Ин. лит-ра», 1956, № 11; Злобин Г., Люди, обокравшие самих себя, там же, 1965, № 7; Lawson J. H., The tragedy of E. O’Neill, «Masses and Mainstream», 1954, March, p. 7—18; Cargill O. [a. o.] (ed.), Eugene O’Neill and his plays, N. Y., 1962; Gelb A. and Gelb B., O’Neill, N. Y., (1962]; Alexander D., The tempering of E. O’Neill, N. Y., [1962].
Г. П. Злобин.