428

О́ЛЬБРАХТ, Иван (Olbracht Ivan) [псевд.; наст. имя — Камил Земан (Zeman); 6.I.1882, Семили, — 30.XII.1952, Прага] — чеш. писатель, журналист, обществ. деятель. Нар. художник Чехословакии (1946). Сын чеш. писателя А. Сташека. Изучал юриспруденцию и философию в Берлинском и Пражском ун-тах. Сотрудничал в с.-д. печати. В 1916—20 — редактор органа чеш. с.-д. партии «Právo lidu» («Народное право»). В первых лит. опытах О. преобладала публицистика. В очерках из жизни ткачей «Домашний промысел в Подкрконошье» («Domácí průmysl v Podkrkonoší», 1908), «Спириты» («Spiriti», 1908) О. показал их нищету и бесправие. Повести и рассказы из провинц. жизни содержали резкую критику бурж. об-ва и мещанской психологии: «Бремя» («Břemeno», 1906), «Прекраснейший день жизни» («Nejkrásnější den života», 1908). Сатирич. направленность, использование гротеска характеризуют рассказы О. об австр. армии: «История Эмануэля Умаченого» («Historie Emanuela Umáčeného», 1909), «О любви к монархии» («O lásce k monarchii», 1910), «Право на жалобу» («Právo stížnosti», 1913) и др. В сб. рассказов «О злых нелюдимах» («O zlých samotářích», 1913), в повести «Брат Жак» (переработана в 1938, в 1954 экранизирована под назв. «Комедианты») О. натуралистическими красками рисует жизнь бродяг, бродячих актеров, отвергнутых

Ольбрахт

429

бурж. об-вом; писатель оправдывает их анархич. бунт и месть об-ву, но показывает и бесплодность индивидуалистич. бунтарства. Тема «злых нелюдимов» продолжена в первом романе О. «Тюрьма темнейшая» («Žalář nejtemnější», 1916; инсценирован в 1946 в театре Буриана «Д-46»), построенном на кропотливом психологич. анализе. Мастерство психологич. характеристик (со следами влияния З. Фрейда — внимание к подсознательному, к снам и пр.) сочетается с обличением бурж. индивидуализма. Роман «Странная дружба актера Есения» («Podivné přátelství herce Jesenia», 1917—19) отразил смятение писателя в годы 1-й мировой войны, Октябрьской революции. Его герой, пройдя сквозь испытания войны, разрывает замкнутый круг индивидуализма и духовно созревает для служения народу.

Октябрьская революция помогла О. обрести веру в победу рабочего класса; он стал одним из зачинателей социалистич. реализма в чеш. лит-ре. В 1920 О. нелегально переправился в Сов. Россию, где участвовал в работе Центр. бюро Чехословацкой компартии в России. Книга репортажей «Картины современной России» («Obrazy ze soudobého Ruska», 1920—21) сыграла большую роль в борьбе против бурж. клеветы на Сов. республику. В 1921 О. стал одним из основателей Чехословацкой компартии. В 1920—29 редактировал газ. «Rudé právo». В 1926 и 1928 подвергался тюремному заключению. Обличение антинар. характера бурж. республики и борьба за социалистич. путь развития страны определили творчество О. 20-х гг. Сб. «Девять веселых рассказов об Австрии и республике» («Devět veselých povídek z Rakouska i republiky», 1927) содержит сатиру на бурж. режим Чехословакии. В романе «Анна-пролетарка» («Anna proletářka», 1928) создан первый в чеш. лит-ре образ передового рабочего-коммуниста, в судьбе героини отражен процесс роста классового сознания трудящихся.

В марте 1929 О. вместе с нек-рыми писателями-коммунистами (М. Майерова, В. Ванчура и др.) выступил в «Манифесте семи» против линии партийного руководства, возглавляемого К. Готвальдом, и вышел из партии. Однако он не перестал быть писателем-коммунистом. Кн. очерков «Земля без имени» («Země bez jména», 1932) посвящена жизни крестьян Закарпатской Украины; сб. рассказов «Голет в долине» («Golet v údolí», 1937) — быту закарпатских евреев. Опираясь на документы, используя укр. фольклорные традиции, О. в романе «Никола Шугай, разбойник» («Nikola Šuhaj, loupežník», 1933, Гос. премия; в 1947 экранизирован) изобразил нар. мстителя, олицетворяющего стихийную борьбу крестьянства против угнетателей. Роман представляет поэтич. синтез публицистики и эпоса, реализма и романтики.

Во время гитлеровской оккупации О. был связан с партизанами. В эти годы он подготовил для юнош. изданий худож. обработку библейских легенд («Библейские сказания» — «Biblické příběhy», 1939), чеш. хроник («Из старых летописей» — «Ze starých letopisů», 1940) и др., используя старинные источники для пропаганды идеи нар. сопротивления иноземным захватчикам.

Соч.: Spisy, sv. 1—15, Praha, 1947—61; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Путешествие за познанием, М., 1967.

Лит.: Клейнер П. А., И. Ольбрахт, в кн.: Очерки истории чеш. лит-ры XIX—XX в., М., 1963, с. 474—88; Фучик Ю., Плач чешской культуры, в его кн.: О театре и литературе, Л. — М., 1964; Píša A. M., Národní umělec I. Olbracht, Praha, 1949; Václavek B., O mytus dneška, в его кн.: Tvorbou k realitě, Praha, 1950; Buriánek F., Průkopníci socialistického realismu v české próze, Praha, 1953; Národní umělec I. Olbracht, Praha, 1956; Opelik J., I. Olbracht, «Česká literatura», 1965, № 4; Z rodinné korespondence I. Olbrachta, Praha, 1966.

С. И. Востокова.