421
ОЛЕ́ША, Юрий Карлович [19.II(3.III).1899, Елисаветград, ныне Кировоград, — 10.V.1960, Москва] — рус. сов. писатель. Род. в обедневшей дворянской семье. Дет. и юношеские годы О. прошли в Одессе, где началась и его лит. деятельность. Вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом он входил в «Коллектив поэтов», писал стихи. После установления в Одессе Сов. власти сотрудничал в Бюро укр. печати (БУП), своеобразном филиале Окон РОСТА на юге страны. С 1922 жил в Москве, работал в ж.-д. газ. «Гудок». Под псевд. «Зубило» регулярно выступал на ее страницах с острыми стихотв. фельетонами, к-рые завоевали ему популярность не только в среде железнодорожников. В 1924 О. написал роман-сказку «Три толстяка», ставшую одной из любимых книг сов. детей. В 1927 в журн. «Красная новь» был опубл. роман О. «Зависть». Книга сразу же сделала известным имя О.-романиста. На нее обратили внимание читатели, о ней много спорили критики. По мотивам «Зависти» О. написал пьесу «Заговор чувств» (пост. в Театре им. Евг. Вахтангова, 1929). В 1931 вышел сб. «Вишневая косточка», объединивший рассказы О. разных лет, а на сцене Театра им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы «Список благодеяний». В 1934 О. закончил кинопьесу «Строгий юноша» (одноим. фильм режиссера А. Роома). Затем О. перестал выступать с крупными произв.; его имя появляется в печати под статьями на лит. темы, рецензиями, очерками, воспоминаниями о писателях-современниках, реже — рассказами. Он принимает участие в работе над сценариями фильмов — «Болотные солдаты» (1938, совм. с А. Мачеретом) и др. В 1958 Театр им. Евг. Вахтангова ставит его инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В архиве писателя сохранились черновики и варианты задуманных произведений. Уже после его смерти вышла своеобразная книга «Ни дня без строчки» (1961) — сплав дневниковых и автобиографич. записей, к-рую сам писатель замышлял как роман о своей жизни.
Сцена из спектакля «Заговор чувств». Театр им. Е. Вахтангова. Москва, 1928—29.
Творчество О. представляет собой как бы единую книгу, по-своему отразившую сложную эпоху перехода из мира собственности в новый мир. На этом пути терпят
422
крах герои «Зависти» Иван Бабичев и Николай Кавалеров. Писатель сатирич. красками изображает поднятый ими «бунт чувств» (в новом обществе, по их убеждению, чувства будут якобы полностью упразднены). Люди «индустриального века» — Андрей Бабичев и Володя Макаров, к-рые в романе как бы олицетворяют новый светлый мир и к-рым писатель готов отдать свои симпатии, кажутся духовно обедненными. В кинопьесе «Строгий юноша» О. попытался создать тип нового молодого героя, человека, наделенного лучшими физич. и духовными свойствами неск. поколений молодежи (об этом своем намерении О. с большой искренностью говорил с трибуны 1-го съезда писателей в речи, к-рую высоко оценил М. Горький). Однако фигура героя кинопьесы Гриши Фокина получилась в значит. степени умозрительной и не слишком жизнеспособной. Гораздо лучше О. выполнил свой замысел в рассказах из сб. «Вишневая косточка», где нарисованы живые, поэтич. характеры людей, соединивших в себе мечту и реальность и безо всякой рассудочности, со всей силой и свежестью чувства, умеющих не только любоваться красотой окружающего мира, но и преображать его. Темы, за к-рые брался О., были глубоко личными и остро им пережитыми. Не только в худож. произв., но и в публицистич. высказываниях он не раз возвращался к волновавшему его вопросу: не обеднит ли новый «индустриальный» век духовный мир человека? В речах героини пьесы «Список благодеяний» талантливой актрисы Гончаровой мы слышим отзвуки тех же мыслей.
Повествоват. манера О. нередко поражает своеобразным и причудливым сочетанием красок, неожиданностью ассоциативных сближений. Сам О. говорил, что обладает особым даром «называть вещи по-новому», т. е. открывать в них нечто, скрытое от равнодушного и ненаблюдательного глаза. Это свойство помогает писателю увидеть предмет по-новому, наполненным первонач. свежестью и красотой. Взыскательный и в оценке чужих произв., О. был проницательным и тонким критиком. В его статьях и заметках рассыпано множество мыслей об искусстве. В кн. «Ни дня без строчки» этой теме посвящены целые разделы. Произв. О. переведены на мн. иностр. языки.
Соч.: Список благодеяний, М., 1931; Избранное, М., 1936; Избр. соч. [Предисл. В. Перцова], М., 1956; Повести и рассказы. [Предисл. Б. Галанова], М., 1965; Ни дня без строчки. [Предисл. В. Шкловского], М., 1965; Пьесы. Статьи о театре и драматургии. [Вступ. ст. П. Маркова], М., 1968.
Лит.: Луначарский А., «Заговор чувств», в кн.: А. В. Луначарский о театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Гурвич А., Юрий Олеша, в его кн.: В поисках героя, М. — Л., 1938; Селивановский А., Коварство и любовь Занда, в его кн.: В лит. боях, 2 изд., М., 1963; Славин Л., Мой Олеша, в его кн.: Портреты и записки, М., 1965; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.
Б. Е. Галанов.