408
О’КЕ́ЙСИ (O’Casey), Шон (30.III.1884, Дублин, — 18.IX.1964, Торки, Юго-зап. Англия) — ирл. писатель. Род. в бедной семье. Систематич. образования не получил, начал трудовую жизнь в 14 лет. Принимал участие в дублинской забастовке 1913, был секретарем Ирл. гражд. армии, помогал бастующим рабочим. С конца 900-х гг. в дублинской рабочей прессе печатается публицистика О’К., тогда же рождаются его первые поэтич. опыты. В период 1-й мировой войны писал яркие антивоен. сатиры, направленные против введения воинской повинности в Ирландии. Драматургич. деятельность О’К. началась в 20-е гг., когда на сцене «Эбби тиэтр» были поставлены его первые пьесы. Дублинские трагедии — «Тень стрелка» («The shadow of a gunman», 1925), «Юнона и павлин» («Juno and the paycock», 1925), «Плуг и звезды» («The plough and the stars», 1926) — посвящены событиям недавних лет, дублинскому восстанию 1916, англо-ирл. войне, к-рая перешла в гражд. войну. Герои этих пьес — простые дублинцы, они остаются в стороне от борьбы, но в их судьбах отражается нар. трагедия, вызванная предательством буржуазии и поражением нац.-освободит. движения.
Портрет работы О. Джона.
В 1926 О’К. переезжает в Англию, живет в Лондоне, затем поселяется в г. Торки. Он пишет пьесы «Серебряный кубок» («The silver tassie», 1928) и «За оградой» («Within the gates», 1933), в к-рых прибегает к средствам экспрессионистич. символики. Начало нового этапа в творчестве О’К. знаменует антифаш. пьеса «Звезда становится красной» («The star turns red», 1940), в монумент. форме к-рой выражена героика социальных битв. В 40-е гг. О’К. пишет разные по жанру пьесы: причудливую комедию «Пурпурный прах» («Purple dust», 1940), поэтически приподнятую трагедию «Красные розы для меня» («Red roses for me», 1942), пьесу о первых годах войны «Листья дуба и лаванда» («Oak leaves and lavender», 1946). Они объединены поисками худож. средств изображения новой действительности, образа героя-бойца.
Начиная с фантастич. комедии «Петух-денди» («Cocka-doodle dandy», 1949), О’К. пишет о совр. Ирландии; при всей конкретности драматич. сюжетов, его пьесы создают поэтически обобщенную картину ирл. действительности, представляют «Ирландию в миниатюре» (подзаголовок одной из пьес). О’К. обращается к символу как к обобщающему образу реального мира, способствующему углубленному освоению действительности. Эмоциональный строй пьес разнообразен. Грустный лиризм «Костра епископа» («The bishop’s bonfire», 1955) сменяется задорным весельем «Барабанов отца Неда» («The drums of father Ned», 1958), где звук барабанов возвещает о победной поступи новых сил; образ неуловимого отца Неда — символ пробудившегося в народе революц. духа. Вопрос о позиции ирл. интеллигенции, о судьбе родины — в центре пьесы «За зелеными шторами»
409
(«Behind the green curtains», 1961). Отношение иск-ва и жизни, мысль о действительности как материале иск-ва — в центре эстетич. выступлений О’К., значит. часть к-рых вошла в сб-ки «Зеленая ворона» («The green crow», 1956) и «Под цветной шапочкой» («Under a colored cap», 1963). О’К. утверждает эмоциональное иск-во, натуралистич. театру противопоставляет театр больших поэтич. обобщений. Он создает также шеститомную автобиографич. эпопею: «Я стучусь в дверь» («I knock at the door», 1939), «На пороге» («Pictures in the hallway», 1942), «Барабаны под окнами» («Drums under the windows», 1945), «Прощай, Ирландия!» («Inishfallen fare thee well», 1949), «Роза и корона» («Rose and crown», 1952), «Закат и вечерняя звезда» («Sunset and the evening star», 1954). Рассказ о суровой жизни героя, о его участии в классовых боях дублинского пролетариата завершается широкой картиной обществ. жизни Ирландии и нац.-освободит. движения. Всепроникающая лиричность придает особое своеобразие эпическим по структуре романам. Художественная проза О’К. тесно связана с его публицистикой, снискавшей ему заслуженную славу борца за дело мира. До конца своих дней О’К. оставался убежденным коммунистом. Его худож. опыт позволяет говорить о больших творч. возможностях иск-ва социалистич. реализма.
«Барабаны отца Неда» (Лондон, 1960). Обложка.
Соч.: Windfalls. Stories, poems and plays, L., 1934; Collected plays, v. 1—4, L., 1949—51; Mirror in my house, v. 1—2, N. Y., 1956; Feathers from the green crow, 1905—1925, [N. Y.], 1962; Blast and benedictions, L., 1966; в рус. пер. — Я стучусь в дверь. На пороге, М., 1957; Пять одноактных пьес, М., 1960, Пьесы, М., 1961.
Лит.: Балашов П., Единство лирического и эпического, «Ин. лит-ра», 1961, № 3; Корнилова Е. В., Драматургия Шона О’Кейси, в кн.: Совр. заруб. драма, М., 1962; Друзина М., Шон О’Кейси — драматург, М., 1963; Саруханян А., Творчество Шона О’Кейси, М., 1965; Шон О’Кейси. Биобиблиографич. указатель, М., 1964; Krause D., Sean O’Casey. The man and his work, L., 1960; Hogan R., The experiments of Sean O’Casey, N. Y., 1960; Cowasjee S., Sean O’Casey. The man behind the plays, L., 1963; McCann S., The world of S. O’Casey, [L., 1966]; Armstrong W. A., S. O’Casey, [L., 1967] (библ., с 35—39).
А. П. Саруханян.