Чертков Л. Н. Одоевский В. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 396—398.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3961.htm

- 396 -

ОДО́ЕВСКИЙ, Владимир Федорович [30.VII(11.VIII).1803 (по др. данным — 1804), Москва, — 27.II(11.III).1869, там же], князь, — рус. писатель, муз. критик. По отцу происходит из древнего княж. рода, мать — б. крепостная крестьянка. В 1816—22 учился в Моск. университетском благородном пансионе. Лит. деятельность начал в пансионском журн. «Каллиопа» (1820). Принимал участие в Вольном обществе любителей российской словесности, в кружке С. Е. Раича. В 1823—25 О. был пред. Об-ва любомудрия, занимавшегося изучением нем. философии. В 1824—25 совм. с В. К. Кюхельбекером О. издавал альм. «Мнемозина». В 1826 переехал в Петербург. В 30-е гг. О. сотрудничал в пушкинском «Современнике», «Северных цветах», «Московском наблюдателе» и др. В 1833 опубл. «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою». В 1844 вышло собр. соч. О. в 3 томах. В 1843—48 вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским издавал журн. «Сельское чтение», пользовавшийся успехом у крестьян, неоднократно переиздававшийся; В. Г. Белинский оценивал его как образец «народного чтения» (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 301—05). С 1846 О. служил пом. директора Публичной б-ки и директором Румянцевского музея. В 1862 в связи с переводом музея возвратился в Москву.

Одоевский

Ранний период творчества О. отмечен влиянием Шеллинга и нем. романтич. школы (Л. Тик, Ф. Новалис, Э. Т. А. Гофман). Однако постепенно О. пришел к своеобразному позитивизму, стремлению познать природу в ее целостности и полноте и к вере в возможность положит. науки выполнить эту задачу. Это стремление в сочетании с разносторонними интересами О. отразилось в центр. его произв. «Русские ночи», к-рое можно считать осн. лит. памятником рус. любомудрия. «Русские ночи», задуманные еще в 20-е гг., полностью опубл. лишь в 1844. Этим объясняется нек-рая искусственность композиции книги (десять новелл, обрамленных философ.

- 397 -

беседами) и разнохарактерность ее частей. Такие новеллы, как «Opere del Cavalière Giambatista Piranesi», «Бал» и др., относятся к романтич. повести, а «Последнее самоубийство», «Город без имени» носят дидактич. характер и полемически направлены против вульгарного материализма Т. Мальтуса и И. Бентама, чьи теории сокращения рождаемости и утилитаризма О. считал бесчеловечными и безнравственными. Философские беседы в «Русских ночах» пронизаны преклонением перед наукой и рациональным объяснением таинственных явлений природы. Эпилог «Русских ночей» с мыслями о мессианстве России («Девятнадцатый век принадлежит России») обнаруживает близость О. к складывающейся доктрине славянофильства.

«Пестрые сказки» (Москва, 1833). Фронтиспис Ф. Н. Рисса.

«Пестрые сказки» (Москва, 1833). Фронтиспис Ф. Н. Рисса.

В 40-е гг. под влиянием средневековых (Сен-Мартен, Я. Бёме) и совр. (Баадер) мистиков О. написал неск. фантастич. повестей — «Косморама» (1840), «Саламандра», «Беснующиеся» (1842). Однако в большинстве произв. этого плана («Пестрые сказки», «Привидение», «Живой мертвец» и др.) фантастич. элемент является лишь лит. приемом. Обоснование своей литературной манеры О. дал в письмах к Е. П. Ростопчиной (см. его Соч., ч. 3, СПБ, 1844). Фантастика О. носит не визионерский, как у романтиков, но рассудочный характер. К жанру светской повести относятся «Четыре аполога», «Елладий», опубл. в «Мнемозине», затем «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839), высоко оцененные В. Г. Белинским. Примером педагогич. притч, облеченных в худож. форму, служат «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1838). В пьесе «Хорошее жалованье» (1838) О. предвосхитил А. Н. Островского в изображении того, как власть денег губит людей.

Со 2-й пол. 40-х гг. О., увлеченный служебной деятельностью, занятиями музыкой и естеств. науками, отходит от лит-ры. В 1867 О. написал проникнутый социальным и науч. оптимизмом очерк «Не довольно» в ответ на пессимистическое «Довольно» И. С. Тургенева. Среди неопубл. при жизни произв. наиболее интересны набросок романа об итал. вольнодумцах 16 в. «Иордан Бруно и Петр Аретино» и роман «4338 год» — один из первых рус. утопич. романов (полн. опубл. 1926), где науч. предвидение сочетается с сатирой на совр. об-во.

В произв. О. часты темы муз. творчества и образы музыкантов (в рассказах «Себастиан Бах», «Последний квартет Бетховена»). С 1822 О. выступал как муз. критик. Он пропагандировал творчество композиторов А. Н. Верстовского, М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева и др., отстаивал самобытность рус. музыки. Значительны его статьи о Г. Берлиозе, Р. Вагнере, Ф. Листе. Тяготея к монументальным муз. формам, О. отказывал в признании таким композиторам, как А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев. Он боролся против модной тогда «итальянщины», собирал нар. песни с голоса, занимался исследованием памятников древнерус. музыки, был сам композитором-дилетантом. Участвовал в организации Рус. муз. об-ва, в создании Петерб. и Моск. консерваторий.

Соч: Соч., ч. 1—3, СПБ, 1844; Сказки и рассказы дедушки Иринея, СПБ, 1889; Сказки и сочинения для детей,

- 398 -

М., 1871; Русские ночи. Под ред. С. А. Цветкова, М., 1913; 4338 год. Фантастический роман, М., 1926; Романтич. повести. Предисл. О. Цехновицера, Л., 1929; «Текущая хроника и особые происшествия», в кн.: Лит. наследство, т. 22—24, М., 1935; Избр. педагогич. соч. Вступ. ст. и прим. В. Я. Струминского, М., 1955; Повести и рассказы. [Предисл. Е. Ю. Хин], М., 1959; Избр. муз-критич. статьи. [Вступ. ст. В. Протопопова], М. — Л., 1951; Музыкально-лит. наследие. [Вступ. ст. Г. Б. Бернандта], М., 1956; Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского, М., 1960.

Лит.: Белинский В. Г., Соч. кн. В. Ф. Одоевского, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 297—323; В память о кн. В. Ф. Одоевском. Сб., М., 1869; Сумцов Н. Ф., Князь В. Ф. Одоевский, Х., 1884; Майков В. Н., Князь В. Ф. Одоевский, в его кн.: Критич. опыты, СПБ, 1889; Языков Д. М., Князь В. Ф. Одоевский, М., 1903; Замотин И. И., Романтизм 20-х гг. XIX столетия в рус. лит-ре, 2 изд., т. 2, СПБ — М., 1913; Лезин Б. А., Очерки из жизни и лит. деятельности кн. В. Ф. Одоевского, Х., 1907; Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1—2, М., 1913; Гиппиус В., Узкий путь (В. Ф. Одоевский и романтизм), «Рус. мысль», 1914, № 12; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

Л. Н. Чертков.