- 389 -
О́ДА (от греч. ὠδή — песнь) — поэтич. жанр, сложившийся в эпоху классицизма. Исторически связан с торжественной хоровой лирикой Др. Греции (у дорийцев), соединявшей религ. гимны с песнопениями в честь отд. лиц. В «эпиникиях» Пиндара для прославления героя (победителя на Олимпиадах) привлекаются мифы и родовые предания; тематич. части располагаются в беспорядке, подчиняясь образному строю песни, что в сочетании с торжественным тоном отражало жреческое самосознание поэта. Назв. «О.» еще в антич. время закрепилось за лирикой Горация, характерной напутственным обращением к определ. лицу; преобладающие в ней эпикурейские мотивы легли в основание будущей горацианской О.
В европ. лит-ре О. появилась в качестве поэзии высокого стиля, связанной с утверждением нац. абсолютистского гос-ва. В «Одах» П. Ронсара (1550—52), давших назв. жанру, искусственно стилизуются особенности песен Пиндара, применительно к заданию воспеть официальных представителей гос-ва (кроме «пиндарических», в книгу вошли О. «горацианские» и «анакреонтические» — в согласии с общей установкой «Плеяды», требующей заимствований из древних видов поэзии). Обилие мифологич. образов, логич. неупорядоченность, аффектированный тон становятся с тех пор атрибутами О. В Италии О. пишет Г. Кьябрера, в Англии — А. Каули («Пиндарические оды», 1656), Дж. Драйден; в нем. лит-ру оду ввел Г. Р. Векерлин («Оды и песни», 1618). Классицистич. выражение О. получает у Малерба, противопоставившего ронсаровской О. (критика «пиндаризирования») рационалистич. поэтич. систему, выдержанную в отношении стиля и языка, пронизанную единым лирич. устремлением. Этому отвечают: отказ от эпич. отступлений, единое строфич. деление (3-частное: строфа, антистрофа, эпод), регламентация стиха (вплоть до запрещения переноса enjambement) и др. «Лирический беспорядок» допускается как проявление иск-ва, а не своеволия стихотворца (в «Поэтическом искусстве» Н. Буало, утвердившего реформу Малерба). О. информировала о событиях политич. жизни (воинские победы, дипломатич. приемы и пр.) и предназначалась для торжественного произнесения. Риторизм в связи с узкосословным характером содержания окончательно побеждает в О. к сер. 18 в. (после Ж. Б. Руссо), лишая ее поэтич. значения (крайний пример — у Удара де ла Мота, добивавшегося «поэзии без поэзии»). Новое гражд. и патриотич. содержание О. получает в эпоху Франц. революции на почве революц. классицизма (Экушар Лебрен, бр. Шенье, в России — А. Н. Радищев); в Германии попытка реформировать О. принадлежит Ф. Г. Клопштоку, заменявшему антич. мифологию национальной, применявшему белый стих и т. д. В России О. (термин введен В. К. Тредияковским — «Торжественная ода о сдаче города Гданска», 1734) менее связана с классицистич. традициями; в ней осуществляется борьба противоречивых стилевых тенденций, от исхода к-рой зависело направление лирич. поэзии в целом. Торжественная О. у М. В. Ломоносова (истоки ее в России — хвалебные вирши, известные с конца 16 в.) развивала метафорич. стиль с далекой ассоциативной связью слов; противоположная ей школа А. П. Сумарокова, стремясь к «естественности» слога, выдвигала анакреонтич. О., близкую к песне. Синтетич. оды Г. Р. Державина (ода-сатира, ода-элегия) открывали возможность для соединения слов разного стилевого происхождения, прекратив существование О. как определ. жанра; в дальнейшем О. соотносится с «высокой» архаизирующей поэзией, преим. гражд. содержания (В. К. Кюхельбекер в 1824 противопоставляет ее романтич. элегии). Черты одического стиля сохраняются в философской лирике Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, в 20 в. — у О. Э. Мандельштама, Н. А. Заболоцкого, а
- 390 -
также в публицистич. лирике В. В. Маяковского, напр. «Ода революции».
Лит.: История греч. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 260—68; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 278—79, 355—58; Буало Н., Поэтич. искусство, М., 1957; Державин Г., Рассуждение о лирич. поэзии или об оде, Сочинения, т. 7, СПБ, 1872; Остолопов Н., Словарь древней и новой поэзии, т. 2, СПБ, 1821, с. 230—79; Покотилова О., Предшественники Ломоносова в рус. поэзии XVII и нач. XVIII столетия, в кн.: М. В. Ломоносов. Сб. статей, СПБ, 1911; Гуковский Г., Из истории русской оды XVIII века, в кн.: Поэтика, т. 3, Л., 1927; Тынянов Ю., Ода как ораторский жанр, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929.
Ал. Морозов.