Полонская К. П. Овидий // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 378—380.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3781.htm

- 378 -

ОВИ́ДИЙ, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso; 43 до н. э. — 17 н. э.), — рим. поэт. В конце 8 н. э. сослан Августом в г. Томы (порт Констанца в Румынии), где и умер. Не находясь в оппозиции к политич. режиму Августа, О. отвергал нек-рые формы его идеологич. политики (респ. фразеология, идеализация прошлого) и, культивируя индивидуалистич., гл. обр. эротич., поэзию, не отвечал требованиям офиц. пропаганды. Для первого периода творчества О. (до 1—2 н. э.) характерна любовная тематика. В «Любовных элегиях» («Amores») он развивает традицию Тибулла и Проперция; маски поэта и его возлюбленной у него биографически недостоверны, а мотивы эротич. элегии дают материал для изысканной риторич. разработки

- 379 -

любовной темы. Соч. «Heroides» содержит послания, к-рые мифологич. героини пишут своим возлюбленным или мужьям; психологически тонко изображены страсть, тоска, ревность и отчаяние покинутых женщин. Установив закономерность поведения влюбленных, О. в известных поэмах «Наука любви» («Ars amatoria») и «Средства от любви» («Remedia amoris») дает наставления в области любовных отношений, вводит сценки из рим. жизни, изображает нравы «золотой молодежи». Во второй период (2—8 н. э.) своего творчества О. переходит к большим произв. в духе эллинистической «ученой» поэзии. Поэма «Метаморфозы» («Metamorphoses», рус. пер. 1874—76, 1887) задумана как эпос и содержит ок. 250 мифологич. и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. Уже утратив религ. содержание, мифы становятся для О. зеркалом человеч. жизни, а любовь и любовные страдания — одним из важнейших ее двигателей. На этой основе он пытается создать «непрерывную песнь» — рассказ о судьбах людей, их заблуждениях, несчастьях, гибели, иногда приводящей к слиянию с природой. Так, через превращение одних форм существования материи в другие восстанавливается нарушенное в мире равновесие. Незаконч. поэма «Фасты» («Fasti»; календарь-месяцеслов) в хронологич. последовательности (по месяцам и дням) рассказывает о возникновении праздников, историч. событиях, происхождении культов и обрядов. Основа повествования — старинные рим. предания. В третий период (8—17 н. э.) О. писал элегии и послания, связанные с изгнанием: «Скорбные элегии» («Tristia») и «Понтийские послания» («Epistulae ex Ponto»); содержание их — жалобы и воспоминания о прошлом, описания суровой природы, тоска по Риму, просьбы о помиловании. Т. о., в ссылке О. создает новый жанр рим. поэзии — субъективную элегию, не связанную с любовной темой.

«Метаморфозы» (Венеция, 1548).

«Метаморфозы» (Венеция, 1548).

«Метаморфозы». Илл. П. Пикассо, 1930.

«Метаморфозы». Илл. П. Пикассо, 1930.

В ср. века особенно ценили и аллегорически толковали «Метаморфозы»; трубадуры считали О. своим наставником в «науке страсти нежной». Поэты и художники Возрождения, а также 17—18 вв. не раз использовали различные мифы «Метаморфоз». А. С. Пушкин писал о «Скорбных элегиях» (называя их «понтийскими»): «Сколько яркости в описании чуждого климата и чуждой земли! Сколько живости в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 423). Интерес Пушкина к поэту-изгнаннику

- 380 -

сказался также в стих. «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», в поэме «Цыганы».

Соч.: Opera, ed. R. Ehwald, V. Levy, t. 1—3, Lipsiae, 1915—1932; Les Remèdes à l’amour, P., 1930; Heroides, P., 1928; Metamorphoses, ed. R. Ehwald, Lipsiae, 1915 (Opera, t. 2); Tristia, Ibis, Epistulae ex Ponto, B., 1922; Fasti, ed. J. Frazer, L., 1929; Carmina selecta, M., 1946; в рус. пер. — Баллады-послания, М., 1913; Метаморфозы, [вступ. ст. А. Белецкого], [М.], 1937; Любовные элегии, [вступ. ст. и пер. С. Шервинского], М., 1963.

Лит.: Тронский И. М., История античной лит-ры, 3 изд., Л., 1957; История рим. лит-ры, т.1, М., 1959; Буассье Г., Картины римской жизни времен Цезарей, пер. с франц., М., [б. г.], гл. 3; Дримба О., Овидий — поэт Рима и Том, Бухарест, 1963; Fräncel H., Ovid. A poet between two worlds, Berk., 1945; Wilkinson L. P., Ovid recalled, Camb., 1956; Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, 1958.

К. П. Полонская.