372
ОБРЯ́ДОВАЯ ПОЭ́ЗИЯ (в фольклористике) — поэзия, связанная с нар. бытовыми обрядами. Как и бытовые обряды, О. п. принято делить на 2 группы: а) произв., связанные с хоз. деятельностью, с земледелием, животноводством, рыбной ловлей, охотой и т. п.; большинство из них исполняется в определенное время года и поэтому называются календарно-обрядовыми; б) семейно-обрядовые (рождение, смерть, свадьба, проводы рекрута и т. д.).
Обряды, исполняемые индивидуально (и часто потаенно), сопровождаются у мн. народов прозаич. или стихотв. заговорами, заклинаниями и присловьями, составляющими вербальный (словесно-магический) элемент ритуала. Обряды, исполняющиеся коллективно (общиной, артелью, семьей и т. п.), сопровождаются присловьями, стихотв. или прозаич. заговорами, причитаннями и песнями, причем последние распространены особенно широко. Обрядовые песни не составляют единого жанра; их тип и характер зависят от функции в составе обряда.
Фольклорные произв., связанные с обрядом, могут быть заклинательными, если им приписивается самостоят. магич. действие (напр., слав., рум. и алб. колядки, веснянки, пеперудские песни юж. славян и т. п.), сопроводительными или символическими, если они сопровождают, объясняют или символизируют обряд (причитания, свадебные, троицкие песни, лазарские песни южных славян, сенжанские песни французов и т. д.), и игровыми, если они являются составной частью игрового обрядового действия (напр., слав. хороводные песни, карнавальные песни итальянцев, испанцев и т. п.). Для обрядовых песен большинства народов характерны попарно связанные строки и простейшие архаич. мажорные напевы. В них часто фигурируют к.-л. антропоморфные поэтич. образы (напр., в рус. песнях Зима, Коляда, Масляница, Весна, Купала, Кострома и т. п.).
373
Примитивность аграрной, скотоводч., промысловой и т. д. техники, устойчивость общинных и семейных отношений — вот почва, на к-рой возникали и сохранялись обряды и связанная с ними поэзия. В период капитализма и тем более в процессе социалистич. переустройства деревни О. п. постепенно уходит из быта. Нек-рые обрядовые песни переходят в разряд лирических, другие — сатирических, третьи — в детский фольклор. Раньше остальных забываются заговоры, заклинат. песни и гадальные; устойчивее других песни хороводные и игровые. Перестают исполняться старинные свадебные песни, постепенно исчезают причети, не имеющие опоры в совр. бытовом укладе.
Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—1905; Макаренко А. А., Сибир. народный календарь в этнографич. отношении, СПБ, 1913; Миллер В. Ф., Рус. масляница и западно-европ. карнавал, М., 1884; Пропп В. Я., Рус. аграрные праздники, Л., 1963; Чичеров В. И., Зимний период рус. земледельч. календаря 16—19 вв., М., 1957; Волков Ф. К., Сватбарските обреди на славянските народи, в кн.: Сб. за народни умотворения, наука и книжнина, кн. 3, София, 1890, с. 137—78; Bystroń I. S., Slowianskie obrzędų rodzinne, Kr., 1916; Caraman P., Obrzęd Kolędowania u Slowian i u Rumunów, Kr., 1933; Lüers F., Sitte und Brauch im Menschenleben, Münch., Pössenbach, 1926; Nilson M. P., Die volkstümliche Feste des Jahres, Tübingen, 1914; Sartori P., Sitte und Brauch, t. 1—11, Lpz., 1910—1914; Schneeweis E., Feste und Volksbräuch der Sorben vergleichend dargestellt, Berlin, 1953; Whitehead A., Religion in the making, N. Y., 1926; Wallis W. D., Religion in primitive society, N. Y., 1939; Zibrt Č., Staročeské výročni obyčeje, povéry, slavnosti a zábavy prostonárodní, 1889; Бродский Н., Гусев Н., Сидоров Н., Русская устная словесность. Темы. Библиография, Л., 1924 (Библиографич. указ. по отдельным видам О. п.); Мельц М., Русский фольклор. Библиографич. указатель. 1945—59, Л., 1961.
К. В. Чистов.