353

НУ́ШИЧ (Нушић), Бранислав (8.X.1864, Белград, — 19.I.1938, там же) — серб. писатель, драматург. Акад. Серб. АН (с 1933). Род. в семье торговца. Окончив гимназию, поступил в ун-т в Граце, затем получил юридич. образование в Белградском ун-те. В 1883 Н. выступил с первой комедией «Народный депутат» («Народни посланик»), разрешенной к пост. лишь в 1896 и опубл. только в 1924. Н. был участником сербско-болг. войны 1885, что отразилось в его «Рассказах капрала» («Приповетке једнога каплара»), проникнутых антивоен. настроениями. В 1887 за сатирич. песню «Два раба», направленную против короля Милана Обреновича, Н. был заключен в тюрьму, где написал «Странички» («Листићи») и комедию «Протекция» («Протекција»). Амнистированный через год, Н. затем занимал различные должности: дипломатич. чиновника, начальника уезда и др. В книгах этих лет — «У берегов Охридского озера» («Крај обала Охридског језера», 1894), «Косово» (т. 1—2, 1902—03) Н. выступал как публицист, этнограф, историк. Экзотике Востока посвящены рассказы «Рамазанские вечера» («Рамазанске вечери», 1898) и повесть «Ташула» (1902). С 1900 Н. — зам. директора Нар. театра в Белграде и редактор «Театральной газеты» («Позоришни лист»). В 1904—05 — директор Нар. театра в г. Нови-Сад, в 1913—15 — директор театра в Скопле, затем — зам. драматурга Нар. театра в Белграде. В эти же годы почти ежедневно появляются его фельетоны в газ. «Политика» за подписью Бен Акиба. В 1908 после аннексии Австрией Боснии и Герцеговины Н. участвовал в патриотич. движении, охватившем всю Сербию. Сыну, погибшему в годы 1-й мировой войны, Н. посвятил кн. «Тысяча девятьсот пятнадцатый» («Девет-сто петнаеста»), в к-рой звучит протест против войны, боль и гнев патриота. В 1915—18 Н. жил в эмиграции — Италии, Швейцарии, Франции. После создания в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев Н. возвратился на родину и служил в министерстве культуры до 1923, затем возглавлял Нар. театр в Сараево. В 30-е гг. Н. сотрудничал в журн. «Наша стварност» («Наша действительность»), вокруг к-рого группировались антифаш. силы.

Нушич

В течение более чем 50-летнего творчества Н. создал многочисл. сатирич. комедии, сыгравшие выдающуюся роль в истории югосл. драматургии и театра. Н. был

354

прежде всего юмористом, талантливым импровизатором комических ситуаций, однако комические эффекты в лучших его произведениях имели глубокие корни в реальной действительности. Остроумие, шутка, анекдот, карикатура были для Н. формами политической сатиры.

Талант Н. складывался под воздействием серб. нар. творчества, реалистич. тенденций предшествующей серб. драматургии (Й. Стерия-Попович, К. Трифкович) и рус. лит-ры, в особенности Н. В. Гоголя. Н. писал в предисл. к комедии «Подозрительная личность» (первонач. подзаголовок — «Гоголиада в двух действиях»): «Гоголь был кумиром тогдашней молодежи... гоголевский „Ревизор“ был самым любимым ее произведением... Все мои пьесы восьмидесятых годов: „Народный депутат“, „Протекция“, а в первую очередь „Подозрительная личность“ — написаны под большим влиянием „Ревизора“» («Дела», кн. 4, Београд, 1960, с. 141—42).

«Дитя общины» (Загреб, 1947). Илл. Н. Микавака.

«Дитя общины» (Загреб, 1947). Илл. Н. Микавака.

Сцена из спектакля «Доктор философии». Малый театр. Москва 1956.

Сцена из спектакля «Доктор философии». Малый театр. Москва 1956.

Творчество Н. разделяют на три периода. В первый (1883—1903) созданы сатирич. комедии: «Народный депутат», «Подозрительная личность» («Сумњиво лице», 1887), «Протекция» («Протекција», 1888), «Обыкновенный человек» («Обичан човек», 1899) и др. В них Н. высмеивает бурж. парламентаризм, фальшь выборов депутатов, полицейский бюрократизм и коррупцию властей. Во второй период (1903—14) в его творчестве наметился спад остро сатирич. мотивов. В Белградском театре с огромным успехом шла героич. драма Н. «Хаджи Лойя» («Хаџи Лоја», 1908), явившаяся откликом на захватнич. действия Австрии. В эту пору написаны комедии «Свет» (1906), «Кругосветное путешествие» («Пут око света», 1910), драмы «Дань кровью» («Данак у крви»), «За спиной у бога» («Иза божјих леђа») и др. В третий период (1914—38) с новой силой раскрылся драматургич. талант Н. В 1924 он опубл. юмористич. повесть «Автобиография», полную сатирич. намеков на политич. порядки и обществ. нравы бурж. Югославии. С конца 20-х и в 30-е гг. Н. создал цикл комедий, удививших современников сатирич. размахом, калейдоскопич.

355

разнообразием, нац. колоритом: «Госпожа министерша» («Госпођа министарка», 1929), «Мистер Доллар» («Мистер Долар», 1932), «Опечаленная семья» («Ожалошћена породица», 1935), «Д-р» («Др.», 1936), «Покойник» («Покојник», 1937). Позднее творчество Н. развертывалось в обстановке серьезных социальных сдвигов в послевоен. Сербии. В эти годы драматург снова обратился к темам, к-рые были предметом сатиры в его первых «гоголевских» комедиях. Наступление фашизма в 30-х гг. усилило интерес Н. к большим социальным проблемам. Н. бичует тупое и злобное мещанство, обывательскую ограниченность, не знающее меры тщеславие и честолюбие. Описание нравов бурж. общества в «Госпоже министерше» превращается в политич. сатиру, близкую по манере худож. гротеску Салтыкова-Щедрина. В пьесе «Покойник» обличение становится страшным и мрачным. Драматургия Н. перешла нац. границы, вошла в фонд мировой лит-ры. Мн. его пьесы идут на сов. сцене.

Соч.: Сабрана дела, књ. 1—25, Београд, 1931—36; Дела, књ. 1—10. Предг. В. Глигорић, Београд, 1960; Сабрана дела, књ. 1—25, Београд, 1966; в рус. пер. — Избранное. Вступ. ст. и прим. Ю. Брагина, М., 1958; Комедии. Пред. Ю. Завадского. Вступ. ст. Л. Солнцевой, М., 1956; Ослиная скамья. Фельетоны, рассказы, М. — Л., 1965.

Лит.: Глигорић В., Бранислав Нушић, Београд, 1964; Ничев Б., Бранислав Нушич, С., 1962; Хватов А. И., Бранислав Нушич, Л. — М., 1964; Бранислав Нушич. Библиографич. указатель, М., 1965; Бранислав Нушић. Избор и ред. С. Марковић, Београд, 1965; Glišiċ B., Nušić njim samim, Beograd, 1966.

Ю. А. Брагин.