348
НУВО́ (Nouveau), Жермен (2.VIII.1851, Пурьер, деп. Вар, — 4.IV.1920, там же) — франц. поэт. Род. в семье рубщика леса; преподавал рисование в школе. С 90-х гг. порвал с офиц. обществом, десятилетиями нищенствовал, прирабатывая как бродячий портретист. В 70—80-е гг. Н. тянулся к «грозному Валлесу» и др. коммунарам-изгнанникам, приветствовал в анархич. духе лозунг Л. О. Бланки «Ни бога, ни власти» (стих. «Атеист» — «Athéiste»), позже с позиций христ. социализма призывал богоматерь на помощь труженикам и изгоям, судил церковь («Святым» — «Aux Saints»), клял лицемерие бурж. закона, бесчестящего бедняков как преступников и карающего тюрьмой «добродетель бедности» («Приветствую тебя, звезда» — «Je te salue, étoile»; «Без друзей, без родичей...» — «Sans amis, sans parents...», письма 1890—1910-х гг.), по-солдатски осуждал войну («Стихи пехтуры» — «Les vers des tourlourous»). При жизни Н. почти не мог и даже не хотел издавать стихи; рукописи периода нищенства утрачены; творчество Н. изучено слабо. Начав под воздействием Ш. Бодлера и Ж. Ришпена, наряду с А. Рембо и П. Верленом (с к-рыми был близок), Н. всей образной системой своего творчества выразил конфликт поэзии и бурж. действительности. Не столь формально виртуозный, как Рембо, Н. понимал умение иск-ва «все сказать», его нужность людям и несовместимость с буржуазным порядком вещей («Безумец» — «Fou», «Предисловие» — «Avant-propos»), трагический и вынужденный характер разрыва Рембо (и своего лично) с поэзией («À J. A. R.», т. е. «К Ж. А. Рембо»).
Хотя поэт прошел большой путь, включавший и сатирические «Реалистические десятистишия» (вошли в сб., сост. Ш. Кро, «Dizains réalistes», 1876), и исполненную мистич. пантеизма «Доктрину любви» («La doctrine de l’amour», 1881, изд. тайно от автора в 1904 и 1910), и чувственные стихи «Валентины» («Valentines», 1885—1887, изд. посмертно 1922), и трагич. стихи «Записной книжки нищего» («Calepin du mendiant»), его творчеству свойственно редкое единство. В стихах Н. постепенно складывались основы лирич. эпоса, характерного для Г. Аполлинера и ряда направлений поэзии 20 в. Н. позволял себе самые точные и самые смелые (иногда с блестками озорства совр. франц. нар. речи) описания, поскольку они были проникнуты жизнью духа, серьезными чувствами («Ты выше всех» — «Supérieure»). В творчестве Н. можно найти прямые источники напряженного лиризма и худож. приемов стихов П. Элюара периода Сопротивления («Свобода» — «Liberté»; «Семь стихотворений о любви на войне» — «Sept poèmes d’amour...» Элюара).
Соч.: Œuvres poétiques, éd. par J. Mouquet et J. Brenner, t. 1—2, [P., 1953—55] (имеется библ.); Trois poèmes inédits, «Les Lettres françaises», 1948, 7 oct., № 228.
Лит.: Aragon L., De Baudelaire, Germain Nouveau ou Rimbeaud, qui est le plus grand poète?, «Les Lettres françaises», 1948, 7 oct., № 228; Clancier G.-E., De Rimbaud au surréalisme. Panorame critique, [P., 1959].
Н. И. Балашов.