342
НО́РРИС (Norris), Фрэнк (5.III.1870, Чикаго, — 25.X.1902, Сан-Франциско) — амер. писатель. Род. в бурж. семье. Образование получил в Калифорнийском и Гарвардском ун-тах. Сотрудничал в газетах. В качестве корреспондента ездил в Юж. Африку, где в 90-х гг. вспыхнуло недовольство буров колониальной политикой Англии. В 1898 Н. посылал свои статьи из Кубы, где империализм США вел захватнич. войну против Испании. Чем глубже Н. изучал бурж. действительность, тем острее испытывал отвращение к ней. Лит. деятельность Н. начал романтич. поэмой «Ивернел» («Yvernelle», 1892). В романах «Мактиг» («Mc Teague», 1897, изд. 1899) и «Вандовер и зверь» («Vandover and the brute», 1895, изд. 1914) Н. как последователь Э. Золя стремился сочетать социальный и биологич. аспекты человеч. существования, однако решающим методом его осмысления действительности становится реализм. Всепроникающая власть денег порабощает героев первого романа. Натуралистич. план не столь
343
ощутим, чтобы затушевать анализ социальных противоречий. Судьба героя второго романа раскрыта через связи с бурж. средой, опустошающей его как человека и художника, низвергающей его на дно жизни.
Вершиной творч. пути Н. явилась незаконч. трилогия «Эпос пшеницы» («The epic of the wheat»), в к-рую вошли романы «Спрут» («The octopus», 1901, рус. пер. 1902) и «Омут» («The pit», 1903, рус. пер. 1903); задуманный роман «Волк» не был написан. По мысли автора, в пшенице воплощена неодолимая мощь природы, рождающей и поддерживающей жизнь. Содержание романов оказалось глубже и шире первонач. замысла. В символе большой сатирич. емкости — Спруте — сконцентрированы хищнич. черты могуществ. монополий; с их антинар. действиями связаны сюжеты обоих романов. Образ Омута символизирует биржу, трясину, засасывающую тысячи мелких акционеров, пожираемых корпорациями. В «Спруте» деятельность ж.-д. компании, борьба против разоряемых ею фермеров Калифорнии составляют основу всего действия. При этом автор, с одной стороны, раскрывает зависимость властей, полиции, политич. деятелей, печати от воли монополии; с др. стороны, показывает, как крепнут люди труда в противодействии, к-рое они оказывают монополиям. В многоликой, шумной толпе мы видим и нищего батрака, и состоятельного фермера, и поэта, черпающего вдохновение в страданиях и борьбе народа. «Омут» — менее динамич. картина жизни, но собирательный образ биржи и портрет хлебного короля Джедвина нарисованы с большой силой. На фоне всеобщей коррупции этот бизнесмен выглядит старомодно, как человек времени «честной» конкуренции, между тем его добропорядочность, находящая сочувствие у автора, не меняет сути его циничного бизнеса. Даже разорившись, он не перестает принадлежать своему классу.
«Эпос пшеницы» (Нью-Йорк, 1903). Фронтиспис Дж. Лейендекера.
Н. написал ряд статей, из к-рых важнейшая — «Ответственность романиста» («The responsibilities of the novelist», 1902); ее заглавие стало назв. сб-ка лит.-критич. работ, изданного вскоре после смерти писателя (1903). Н. выступал за натурализм, понимая под ним социальное исследование истории в ее драматич. развитии, т. е. в сущности реалистич. изображение жизни. Художественные принципы Н. были развиты в прозе Т. Драйзера, Э. Синклера, С. Льюиса.
Соч.: Complete works, v. 1—10, N. Y., 1928; The literary criticism of F. Norris, Austin, 1964; в рус. пер. — Омут, Л., 1925; Сильная духом, Л., 1928; Сделка с пшеницей, в сб.: Амер. новелла, т. 1, М., 1958; Спрут, М., 1958.
Лит.: Бабушкина И. Е., Критич. реализм Ф. Норриса, «Уч. зап. МОПИЯ», 1958, т. 21; Богословский В. Н.,
344
Ф. Норрис, в кн.: Курс лекций по истории заруб. лит-р XX в., т. 1, М., 1956; Савуренок А. К., «Эпос пшеницы» Ф. Норриса, «Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1956, в. 28; Walker F., F. Norris, N. Y., 1932; Åhnebrink L., The beginnings of naturalism in American fiction, N. Y., 1961; Schneider R. W., Five novelists of the progressive era, N. Y. — L., 1965.
И. В. Дубашинский.