326

НОДЬЕ́ (Nodier), Шарль (29.IV.1780, Безансон, — 27.I.1844, Париж) — франц. писатель. Чл. Франц. академии с 1833. Род. в семье адвоката. С 1797 — библиотекарь публичной б-ки г. Безансона. Персонажи его первого романа «Изгнанники» («Les proscrits», 1802) одиноки и несчастны, их роковые страсти и описания природы, то утешающей, то грозной, предвещающей беду, — дань увлечения автора англ. и нем. романтиками. После опубл. в Лондоне в 1803 сатирич. оды Н. против Наполеона («La Napoléonne») автор был выслан в Безансон, откуда бежал в Швейцарию. Последующие годы Н. странствовал, то читая лекции, то публикуя филологич. исследования и словари, а изредка — сб-ки стихов или новелл. В 1812—13 он — библиотекарь гор. б-ки Лайбаха (ныне Любляна) и редактор газ. «Télégraphe illyrien» («Иллирийский телеграф»). Обществ.-лит. деятельность в «Иллирийских провинциях», отторгнутых Наполеоном в 1809 от Австрии, познакомила Н. с жизнью, языком и иск-вом балк. славян. Наблюдая их нравы, проникаясь сочувствием к их борьбе за независимость, Н. создал в 1812 роман, ставший вехой в истории франц. романтизма и принесший ему небывалый успех, — «Жан Сбогар» («Jean Sbogar», изд. анонимно в 1818, Париж). «Таинственный Сбогар» — бунтарь во имя справедливости и глава разбойников (им увлекалась пушкинская Татьяна). Его вражда с бурж. обществом, выражавшаяся в ограблении «богачей» в пользу «бедняков и рабов», вызвана неприятием наполеоновской цивилизации. Отражая социально-политич. взгляды Н., почитателя Ж. Ж. Руссо, роман, однако, не давал реалистич. картины общества. Противопоставление героя, исключит. личности, толпе, тайны, роковые страсти и похищения дополняли его романтич. тематику.

Нодье

«Жан Сбогар» (Москва — Ленинград, 1934). Илл. В. Г. Бехтеева.

«Жан Сбогар» (Москва — Ленинград, 1934). Илл. В. Г. Бехтеева.

После возвращения в Париж (1813) Н. в рецензиях и статьях поддерживал начинающих романтиков, их увлечение средними веками, нар. поверьями. Бывая в первом «Сенакле» (кружке романтиков), участвуя в «Об-ве благонамеренной лит-ры», Н. сотрудничал и в журналах роялистско-романтич. направления. В 1821 под псевд. М. Оден (M. Odin) он опубл. сказку «Смарра» («Smarra») — «черную романтику», полную видений и кошмаров. С выявлением левого демократич.

327

крыла романтизма (в связи с подготовкой Июльской революции) Н. начал выступать против «преувеличений» молодых, критиковать новые произв. Дж. Байрона, В. Гюго, призывать к компромиссу со старыми традициями. Оставаясь, по выражению Ж. А. Барбе д’Оревильи, на «опушке романтизма», он не вошел в состав нового, более революц. и реалистич. «Сенакля», нередко в то же время выступая против реакц. романтизма (Ф. Р. Шатобриана, А. де Ламартина). Обосновывая в 1831 теорию фантастического, наиболее плодотворного, по его мнению, жанра (ст. «О фантастическом в литературе» — «Du fantastique en littérature»), Н. призывал следовать нар. преданиям, пока «чудовище прогресс» еще не все «уничтожил». Возмущаясь погоней за «чистоганом» и оставаясь верным Руссо, Н. занимался в 30-е гг. гл. обр. «Сказками» («Contes»), выходившими сб-ками и сериями. Построенные чаще всего на фольклорном материале или на мотивах старых хроник, сказки эти глубоко гуманистичны, хорошо передают нац. колорит; это непревзойденные доныне образцы франц. сказки-новеллы.

Соч.: Œuvres, v. 1—12, P., 1833—37; Contes, P., [1961]; в рус. пер. — Избр. произв., М. — Л., 1960.

Лит.: Обломиевский Д. Д., Франц. романтизм, М., 1947; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Мериме П., Собр. соч. в 6 тт., т. 5, М., 1963; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Held M., Ch. Nodier et le romantisme, Bonnier, 1949; Maixner R., Ch. Nodier et l’Illyrie, P., 1960.

М. А. Гольдман.