252
НЕЧУ́Й-ЛЕВИ́ЦКИЙ, Иван Семенович [псевд. — И. Нечуй, И. Баштовый, О. Криницкий; 13(25).XI.1838, м. Стеблев Киевской губ., — 15.IV.1918, Киев] — укр. писатель. Род. в семье сел. священника. Окончил Киевскую духовную академию. В 1865—1885 преподавал в Полтавской духовной семинарии, в гимназиях Калиша, Седлеца и Кишинева. Дебютировал в 1868 повестью «Две московки» на тему о царской солдатчине. Реалистич. метод Н.-Л. формировался под воздействием Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, а также Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина,
253
Э. Золя. Н.-Л. утвердил в укр. лит-ре жанр социально-бытовой повести и романа. В связи с притеснениями укр. культуры Н.-Л. вынужден был печататься в Галиции.
Н.-Л. создал галерею образов, представляющих разные слои укр. населения. Больше всего он писал о жизни и быте крестьянства. В повести «Микола Джеря» (1878) на широком фоне крепостной и пореформ. жизни реалистически показан мужеств. образ крестьянина-бунтаря. Повесть «Семья Кайдаша» («Кайдашева сім’я», 1879) — проникнутая живым нар. юмором картина семейных отношений укр. крестьянства и разлагающего их мелкособственнич. индивидуализма. Начальная стадия пролетаризации крестьянства, образы «заробитчан» — пионеров будущего укр. рабочего класса — даны в повести «Бурлачка» (1876). Видное место в наследии писателя занимают повести и рассказы, обличающие духовенство: «Старосветские батюшки и матушки» (1884—85), «Афонский проходимец» (1890), «Между врагами» (1893)». Н.-Л. присущи стремление к широкому охвату действительности, умение придать изображаемым картинам социально-бытовую конкретность. Н.-Л. — знаток родного языка, талантливый пейзажист. Не все в его наследии равноценно. В повестях и романах из жизни интеллигенции («Тучи», 1874, «Над Черным морем», 1888—90, и др.) заметны антиреалистич. тенденции, обусловленные противоречиями мировоззрения писателя. Писал историч. романы («Князь Иеремия Вишневецький» и др.); пробовал силы и в драматургии: «На Кожумяках», «Маруся Богуславка» (1875). В период революции 1905—07 выражал общедемократич. настроения, сочувствовал жертвам реакции. Как лит. критик Н.-Л. отстаивал принципы реализма, выступал против декаданса. Нек-рым его критич. статьям 70—80-х гг. свойственна нац. ограниченность; статья «Современное литературное направление» («Сьогочасне літературне прямування», 1878) встретила отпор со стороны И. Я. Франко, к-рый вместе с тем высоко ценил реалистич. произв. Н.-Л., назвав его «всеобъемлющим оком Украины».
«Микола Джеря» (Киев, 1959). Илл. В. В. Полтавца.
Соч.: Твори. [Вступ. ст. О. І. Білецького], т. 1—4, К., 1956; Зібрання творів. (Вступ. ст. Н. Є. Крутиковой), у 10 тт., т. 1—9, К., 1965—67; в рус. пер. — Избр. произведения, т. 1—2, М., 1956.
Лит.: Франко І., «Микола Джеря», повість Івана Нечуя, Твори, т. 17, К., 1955; его же, Ювілей Івана Левицького (Нечуя), «Літ.-науковий вісник», 1905, т. 29, кн. 1; его же, Література, її завдання і найважніші ціхи, Твори, т. 16, К., 1955; Білецький О. І., Іван Семенович Левицький (Нечуй), Зібрання праць, т. 2, К., 1965; Крутікова Н. Є., Творчість І. С. Нечуя-Левицького. (Статті та матеріали), К., 1961; ее же, До характеристики І. С. Нечуя-Левицького, Радянське літературознавство», 1957, № 1; Бернштейн М. Д., Укр. літературна критика 50—70-х років XIX ст., К.,
254
1959; Походзіло М. У., Іван Нечуй-Левицький, К., 1960; Шавловський І. І., Вивчення творчості І. С. Нечуя-Левицького в школі, К., 1961.
Н. Е. Сиваченко.