Слободкин Г. С. Нестрой // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 248—249.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-2481.htm

- 248 -

НЕ́СТРОЙ (Nestroy), Иоганн Непомук (7.XII.1801, Вена, — 25.V.1862, Грац) — австр. комедиограф. Сын адвоката. Изучал право в Вене. С 1822 — оперный, а в 1831—54 — драматич. актер венского театра, где ставил свои пьесы. Принимал участие в революции 1848. Первые комедии Н. — «Разносчик квитанций Папп» («Der Zettelträger Papp», 1827), «Злой дух Лумпацивагабундус, или Беспутная неразлучная тройка» («Der böse Geist Lumpazivagabundus oder: Das liederliche Kleeblatt», 1833) поразили своей новизной Ф. Раймунда, к-рому Н. многим обязан. Последующие произв. содержат острую социально-политич. сатиру, отразившую общий предреволюц. подъем в Австрии. Пьесы Н. обличают сословное чванство дворян, бюрократизм и реакционность меттерниховского режима — «Свобода в Медвежьем углу» («Freiheit in Krähwinkel», 1848); они пронизаны ненавистью к миру богатства и искренним сочувствием к страданиям бедняка: «В бельэтаже и на первом этаже» («Zu ebener Erde und im ersten Stock», 1835), «Разорванный человек» («Der Zerrissene», 1844), «Незначительный» («Der Unbedeutende», 1846), «В прежние времена» («Frühere Verhältnisse», 1857). В комедии «Свобода в Медвежьем углу» Н. выразил пылкие симпатии к революции 1848 и едко осмеял верноподданничество австр. бюргерства, для к-рого «собственность священна». В блестящих драматич. пародиях на пьесы И. Хебеля, оперы Р. Вагнера он выступил против ложного пафоса, отстаивая реализм. Сатира, юмор органически сочетаются в комедиях Н. с фантастикой и сказочностью. Фантастика является у него не признаком бегства от действительности, как у романтиков, а средством критики совр. капитализма, она соединяется с гротеском, пародией, карикатурой. Как Г. Гейне, Н. пародирует романтизм, его темы и мотивы. Связь с традицией венского нар. театра «Гансвурста» не мешала Н. быть крупным новатором, реформатором австр. сцены, создателем новых театр. жанров, напр. музыкально-драматич. пародии, моральной драмы (Sittenstück).

Нестрой

Творчество Н. носит ярко выраженный плебейский характер. Сатира на аристократич. предрассудки, на власть денег в совр. обществе не разрушает веры Н. в будущее, его комедии проникнуты оптимизмом. Н. был одним из создателей комедии, отличавшейся динамикой действия, остроумным сюжетом. Используя традиции нар. фарса, он ввел на сцену живые типы, колоритную нар. речь, разговорный язык (венский диалект). Непосредств. продолжателем нар. драматургии Н. был Л. Анценгрубер.

- 249 -

Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. von O. Rommel und F. Brukner, Bd 1—15, W., 1924—30; Werke in zwei Bänden. Ausgewählt und eingeleitet von P. Reimann, Weimar, 1962; Ausgewählte Werke. Mit einer Einführung von J. Gregor, W., 1959; в рус. пер. — Туда и сюда, или Курьезный заклад, СПБ, 1880; Незначительный человек, М., 1955.

Лит.: Langer L., Nestroy als Satiriker, [W.], 1908; Kraus K., Nestroy und die Nachwelt, W., 1913; Rommel O., Johann Nestroy, в кн.: Nestroy J., Sämtliche Werke, Bd 15, W., 1930; Mautner F. H., J. Nestroy und seine Kunst, W., 1937; Johann Nepomuk Nestroy..., в кн.: Zur Literatur des Vormärz. Erläuterungen und Leseproben, B., 1960, S. 175—77; Fischer E., Von Grillparzer bis Kafka, W., 1962; Forst-Battaglia O., J. Nestroy, Münch., 1962.

Г. С. Слободкин.