246

НЕСИМИ́ (Насими, псевд.; наст имя — Сейид Имадеддин; ок. 1369, г. Шемаха, — 1417, г. Алеппо) — азерб. поэт. Писал также на перс. и араб. языках. Вырос среди ремесленников. Изучал теологию,

247

логику, математику и астрономию. Странствовал по Бл. Востоку, распространяя учение пантеизма. Н. призывал искать красоту в явлениях мира и в человеке как идеале прекрасного; разум человека он воспевал в своих стихах. По решению ортодоксального духовенства Н. подвергли страшной казни за ереси — с живого содрали кожу. Соч. поэта получили широкую известность на Бл. Востоке и в Ср. Азии.

В мистич. форме Н. выражал протест против социального гнета и произвола феодалов, служителей мусульм. культа, осуждал фанатизм и суеверие, ратовал за правду и разум, старался разгадать тайны жизни. В то же время в поэзии Н. сильны суфийско-мистич. мотивы о бренности мира, стремление к слиянию с божеством. Они нередко сочетаются у Н. с гуманистич. традициями Низами, воспеванием реальной любви. Газели Н. отличаются мятежным духом, четкостью метрики, богатством поэтич. фигур и метафор. Н. создал также лучшие образцы рубаи и туюгов — своеобразных четверостиший, получивших развитие у др. тюркоязычных поэтов.

Соч.: Сечилмиш ше’рләр. Тәрт. едәни вә ред. М. А. Гулузадэ, Бакы, 1962; в рус. пер. — Диван. Сб. стихов, Б., 1962; Стихотворения, в кн.: Антология азерб. поэзии, т. 2, М., 1960.

Лит.: Смирнов В., Очерк истории турецкой лит-ры, СПБ, 1892; Ариф М., Литература азерб. народа, Б., 1958; Мумтаз С., Сејид Имадәддин Нәсими, в кн.: Азарбајҹан әдәбијјаты, Бакы, 1926; Араслы Һ., Фәдакар шаир (Нәсими), Бакы, 1942; Гулузадә М., Нәсими, в кн.: Азәрбајҹан әдәбијјаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1960; Gölpınarlı, Nesimi, Usuli, Ruhi, Istanbul, 1953.

М. Гулизаде.