239
НЕРВА́ЛЬ (Nerval), Жерар де [псевд.; наст. имя — Жерар Лабрюни (Labrunie); 22.V.1808, Париж, — 26.I.1855, там же] — франц. поэт. Сын воен. врача; провел детство у деда, в живописном и богатом историч. памятниками Валуа (Нерваль — назв. одного из участков, принадлежавших Лабрюни). Учеником коллежа (где его товарищем был Т. Готье) Н. опубл. «Национальные элегии» («Elégies nationales», 1826) и «Политические сатиры» («Satires politiques», 1827). В элегиях, написанных в духе классицизма, но оригинальных по форме, отличавшихся чеканным стихом, поэт осуждал Реставрацию, скорбел о недавнем величии Франции. Позднее в оде «Народ» («Le peuple», 1830) приветствовал Июльскую революцию 1830.
«Заколдованная рука» (Париж, 1938). Илл. Луизы Ибель.
Ведя жизнь лит. богемы, Н. сблизился с группой бунтарски настроенных поэтов-романтиков (petit cénacle, 1832—33), участвовал в «сражении романтиков и классиков» на премьере «Эрнани» В. Гюго. Его перевод «Фауста» (1828) заслужил похвалу самого И. В. Гёте. В след. годы написаны фантастич. рассказ «Заколдованная рука» («La main enchantée», 1832), пьесы (в соавторстве с А. Дюма), лучшая из к-рых — «Лео Бюркар» («Léo Burckart», 1839), статьи о театре и поэзии, переводы из Гёте (2-я ч. «Фауста», 1840), Г. Гейне, Г. А. Бюргера («Ленора») и др. нем. поэтов, либретто опер («Monténégrins», 1849) и др. В 1830—35 написаны его «Маленькие оды» («Odelettes»). Развивая жанр, любимый П. Ронсаром, Н. создал стихотворения, полные изящества («Бабочки» — «Les papillons», 1830) и несущие в себе черты нар. песен и баллад, собранных поэтом в Валуа («Фантазия» — «Fantaisie», 1832).
240
Наиболее значит. произв. Н. создал в последний период своей жизни, хотя он был омрачен обострившейся душевной болезнью. В 1854 Н. издал сб. «Дочери огня» («Les filles du feu»), куда вошли опубл. ранее лирич. новеллы «Октавия» («Octavie», 1842), «Изида» («Isis», 1845), «Анжелика» («Angélique», частично 1850), «Сильвия» («Sylvie», 1853) и сонеты «Химеры» («Chimères»). Немногочисленные, но отмеченные остротой непосредств. восприятия жизни, лаконизмом и графич. ясностью образов (при всей их многозначности), поздние стихи Н., наравне со стихами В. Гюго и Ш. Бодлера, положили начало перевороту во франц. лирич. поэзии. Новеллы Н. (напр., «Сильвия») также отличаются красочностью и ясностью стиля. Непосредственность поэзии природы вызывает в памяти традицию Ж. Ж. Руссо (могилу к-рого в Валуа посещает герой). «Сильвия» свидетельствует о том, что истоки поэзии Н. находятся во франц. жизни и нац. культуре, несмотря на влияние нем. романтизма, вост. мифов — «Изида», «Сцены восточной жизни» («Scènes de la vie orientale», v. 1—2, 1850, 3 изд. под назв. «Путешествие на Восток» — «Voyage en Orient», 1851) и характерный для романтиков интерес к оккультизму (кн. очерков «Иллюминаты» — «Les illuminés», 1852). В трагич. произв. «Аврелия, или Мечта и жизнь» («Aurélia ou le rêve et la vie», 1855), написанном накануне самоубийства, Н. нарисовал страшную картину гибели в совр. обществе, пытался дать анализ своего безумия, галлюцинаций, снов. Это произв., однако, пронизано стремлением к добру, любви и бессмертию. Осн. черты поэзии Н. освещены в работах Арагона («Chronique du „bel canto“», 1947, и др.). Продуманный отбор стихов Н. сделан П. Элюаром.
«Дочери огня» (Париж, 1888). Илл. Э. Адана.
Соч.: Œuvres, v. 1—2, P., 1958; Œuvres complémentaires, t. 1—6, 8, P., [1959—64]; то же, 3 éd., t. 1—2, P., 1960—62; в рус. пер. — Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия. Ред. и вступ. ст. П. Муратова, М., 1912.
Лит.: История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Marie A., G. de Nerval, le poète, l’homme, P., 1914, nouv. éd., P., 1955; [Статьи], «Cahiers du Sud», 1948, t. 28, 2 Semestre, № 292; [Статьи], «Mercure de France», 1951, 1 juin, № 1054; Dédéyan Ch., G. de Nerval et l’Allemagne, v. 1—3, P., 1957—60, [Статьи], «Europe», 1958, sept., № 353; Richer J., Nerval. Expérience et création, P., 1963; Senelier J., G. de Nerval. Essai de bibliographie, P., 1959.
Н. Н. Полянский.