235

НЕПА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра Непала на древних и совр. языках страны. Самые ранние памятники Н. л. (сер. 1-го тысячелетия н. э.) — санскр. надписи на каменных плитах. Наиболее совершенной в лит. отношении считается надпись царя Манадевы (6 в.), отличающаяся продуманным построением, яркой образностью. Надпись кладет начало особому жанру Н. л. — ваншавали (генеалогич. древо); первый цикл ваншавали завершается надписью Джаядевы (8 в.). В 15 в. начинается серия историч. хроник неварской династии Малла. Зарождается Н. л. на неварском яз. (см. Неварская литература).

Наряду с ваншавали получает развитие жанр махатмья (тоже на санскрите) — воздание хвалы божествам и святыням. В 10 в. появляется наиболее известное соч. этого жанра — «Сваямбху-пурана». В основу его положена легенда о герое, к-рый, разрубив мечом скалу, дал жизнь долине Катманду. Сохранившиеся 5 списков «Сваямбху-пураны» показывают, что этот сюжет подвергся обработке буддистами. Как и в др. буддистских соч., главным действующим лицом (рассказчиком) становится Будда Шакьямуни, в текст вводится много интерполяций

236

(рассказ о сотворении мира и т. д.). Последние самые большие махатмья — «Хвала реке Багмати» и «Хвала Непальскому краю», также анонимные, относятся к 14—15 вв. Наряду с этими религ. соч. в 8—9 вв. появляется «тайная» лит-ра, связанная с учением тантризма (сочетание буддистских и народных верований). Во многих гимнах поэтов Горакхнатха, Матсьендранатха и Чарпатинатха проповедуется равенство всех перед богом, что отражало протест низших каст против кастовой дискриминации и их требование социального равенства. «Тайная» лит-ра использовала лит. язык сандхья бхаша, в основе к-рого лежали ранние формы современных индоарийских языков, в т. ч. диалект раджастхани. Произведения этой лит-ры — общее достояние культуры народов Непала и Индии.

С 15 в. развивается светская лит-ра на санскрите. При дворе королей неварской династии Малла, покровительствовавших искусствам, создаются многочисл. поэтич. соч., пьесы и трактаты о театре и музыке. В поэзии утверждается жанр стути (панегирики в честь богов и членов царской фамилии). Выделяется гимн в честь богини Кали (сер. 18 в.). Распространяется также эротич. поэзия (стихи царя Пратапа Маллы, 17 в., и др.). Известна книга стихов «Собирание лотосов» Джагатпракаша Маллы (17 в.). Джагадджйотир Малла (17 в.) написал комментарии к инд. трактату об эротич. лит-ре. Поэзия эпохи Маллов, ориентировавшаяся на классич. санскр. поэтику, была большей частью эпигонской. Драматурги также следовали классич. санскр. трактатам о театр. иск-ве. Отсюда в непальской классич. драме использование стиха для выражения возвышенного, а прозы — для «низкого», комического; введение в текст разг. неварского яз. для персонажей низших каст, наличие традиц. пролога и т. д. С др. стороны, авторы учитывали особенности нар. театр. представлений. В результате появились своеобразные драмы-оперы («Свадьба Шивы и богини» Джагадджйотир Маллы, нач. 17 в., «Жертвоприношение коня» Джитамитры Маллы, 1663). На протяжении неск. столетий классич. драма черпала сюжеты из «Махабхараты», «Рамаяны» и пуран (драмы 17—18 вв. «История Налы» Говинды Джха, «История Пуранджаны» Кришнадатты Майтхили и др.).

Первые попытки использования непал. яз. в лит-ре относятся к 17—18 вв. (анонимная стихотв. надпись на стене одного из дворцов столицы, 1611; перевод на непал. яз. санскр. поэмы «Праяшчит Прадип», выполненный Премнидхи Пантом, 1750). В 19 в., после того как непал. яз. утвердился в качестве гос. языка, начинается становление лит-ры на нем. Поэты нач. 19 в. Басанта, Индирас, Ядунатх, Рагхунатх, Бидьяранья Кесари писали в осн. на непал. яз., однако перенасыщали его заимствованиями из браджа, авадхи (диалекты хинди) и санскрита. Поэты по-прежнему обрабатывали традиц. сюжеты (история жизни Кришны и т. д.). Ядунатху принадлежат также стути в честь непал. воинов. К нач. 19 в. относятся и первые прозаич. опыты (написанное рифмованной прозой «Сказание о Матсьендранатхе» и др.).

Новый этап в развитии Н. л. открывает творчество Бханубхакты Ачарьи (1812—68), удостоенного почетного титула «адикави» (первый поэт). Бханубхакта Ачарья отшлифовал непал. лит. язык, придал лит-ре черты нац. самобытности. В свою «Рамаяну» Бханубхакта Ачарья привнес непал. колорит и сделал Раму нац. героем своего времени. Нравы и обычаи той эпохи демонстрируют также многочисл. четверостишия поэта. Прозаич. непал. яз. получил дальнейшую обработку в соч. просветителя Мотирама Бхатты: в «Жизнеописании Бханубхакты» (1891), в «Шакунтале» и др. пьесах. По инициативе Мотирама Бхатты и его последователя

237

Джайпритхвибахадура издаются школьные учебники на непал. яз., переводится трактат «Философия просвещения». Мотирам Бхатта основал в 1888 первый ежемесячник «Горкха Бхарат дживан» («Жизнь гуркхов, то есть непальцев, в Индии»). Др. просветители издают еженедельные газ. «Горкха патрика» («Газета гуркхов») и «Горкха кхабаркагат» («Вести гуркхов»). Деятельность просветителей рассматривалась правителями как угроза деспотич. режиму. Стремление Бханубхакты Ачарьи и Мотирама Бхатты ввести разг. непал. яз. в лит. употребление и обновить тематику и жанры лит-ры было осуждено властями.

В нач. 20 в. одной из форм помещичье-аристократич. реакции на деятельность просветителей было возрождение пышных стути и эротич. поэзии. В журн. «Сундари» («Красавица»), пропагандировавшем эротич. лит-ру, печатались стихи и поэмы Шамбхупрасада Дхунгела, эротич. романы «Одеяние красавицы», «Сластолюбивая» Садашива Шармы и др. В прозу искусственно переносились нормы санскр. поэтики; считалось обязательным употребление смысловых и звуковых украшений — аланкар. Лекхнатх Паудьялай и Дхарнидхар Коирала, отказавшиеся следовать отжившим лит. канонам, определяли лицо Н. л. до 30-х гг. Лекхнатх Паудьялай прославился аллегорич. поэмами («Встреча Сатьи и Кали», «Попугай в клетке», «Молодой аскет») и четверостишиями-чхандами. Стесненный цензурой, он ограничивался проповедью нравственно-этич. идей. Вместе с тем поэт выступил новатором в области формы, видоизменяя традиц. поэтич. метры. Находящийся в эмиграции, Дхарнидхар Коирала первый обратился к гражд. тематике. Его патриотич. стихи «Призыв», «Песня нации», «Непал» звали к служению отечеству. Дхарнидхар Коирала применил идеи и лозунги инд. нац.-освободит. движения к непал. условиям. Своей лит.-обществ. деятельностью он способствовал развитию просветит. движения, к-рое приобрело политич. характер. Статьи и очерки на актуальные темы печатаются в еженедельниках «Горкхали» («Гуркха»), «Джанмабхуми» («Родина»), «Горкха сансар» («Мир гуркхов») и «Тарун горкха» («Молодой гуркха»).

Активизация демократич. сил сказывается и на особенностях Н. л. Писатели все чаще обращаются к нар. творчеству. Поэты начинают использовать мелодику нар. песен джхьяуре. В Н. л. входит герой — простой непалец, наделенный характерными нац. чертами. Н. л. испытывает воздействие близких ей по духу лит. течений — инд. чхаявада (романтизма) и англ. «озерной школы». Одним из осн. направлений в поэзии 30-х гг. становится «поэзия природы» («пракрити кавита»). Ведущие поэты — Лакшмипрасад Девкота (1908—58) и Сиддхичаран Шрестха (р. 1912). Вершиной считается поэма Лакшмипрасада Девкоты «Муна Мадан» (1938). Написанная в манере джхьяуре, она впитала в себя богатство нар. песни и утвердила нар. форму стиха в лит-ре. В 40-е гг. «поэзия природы» изживает себя, уступая место своеобразному романтико-сентименталист. направлению. Его представители Лакшмипрасад Девкота, Шьямрадж, Юддхапрасад Мишра, Бхимнидхи Тивари обращаются к теме бедных и обездоленных. В 40-е гг. в непал. поэзии развивается также философ. направление, в к-ром выделяется Балкришна Сама. Размышляя о смысле бытия, поэт призывает к служению не абстрактной идее добра, а конкретному человеку, страдающему от нищеты и бесправия. Балкришне Саме чужда идея всепрощения. Обличит. мотивы усиливаются в стихах «Я приветствую боль», «Я люблю людей», написанных позднее.

Подъему Н. л. немало способствовал лит.-худож. журн. «Шарада» («Лютня», осн. в Катманду в 1934). На его страницах появляются первые социальные рассказы, носившие в нач. период романтич. характер. В них

238

доминирует тема бесправия женщины. Наиболее известные новеллисты этого периода — Гурупрасад Майнали, Пушкар Шамшер, Бхавани Бхикшу, Кршпнабам Малла. В нач. 40-х гг. круг новеллистов расширяется. Бхимнидхи Тивари, Матрикапрасад Коирала, Бишвешварпрасад Коирала, Готхале и др. рисуют жизнь средних и низших слоев, утверждают достоинство простого человека. Романы этих лет «Рупмати», «Любовь», «Искупление» Рудрараджа Пандея, «Колесо судьбы» Рампрасада не поднимали существ. социальных проблем, проповедовали идею нравств. совершенствования. В 30-е гг. начинается становление совр. драмы, связанное прежде всего с именем Балкришны Самы. В пьесах «Я», «Мукунд и Индира» (1938), «Отдавшийся любви» (1938) писатель выступает против детских браков, бесправия женщины. Пьесам Балкришны Самы, особенно историч. драмам, присуща высокая гражданственность. В 40-е гг. в Непале ширится движение за демократич. свободы. Н. л. полно отразила этот переход от пассивности к борьбе. В поэзии возникает течение прайогвад (экспериментализм). Представители его во главе с Кедарманом Вьятхитом стремились найти новые формы для выражения нового содержания. Большое развитие получает публицистика. Объединившиеся вокруг изд. в Бенаресе журн. «Юг-вани» («Голос эпохи»), писатели, возглавляемые Лакшмипрасадом Девкотой, пишут острые политич. статьи и очерки. В 40-е гг. начинает развиваться одноактная драма (эканки).

Ликвидация наследств. правления династии Рана (1951), явившаяся переломом в истории Непала, существенно отразилась и на судьбах Н. л. Большинство произведений, публикуемых на страницах ведущих лит. журн. «Индрени» («Радуга»), «Рачана» («Творчество»), «Рупрекха» («Образ»), «Химани» («Снежная вершина») и др., свидетельствует о том, что поэты и прозаики осознают свою миссию борцов за лучшее будущее. Мадхавпрасад Гхимире, верный романтич. методу, обращает призывы к идеализированному, абстрактному герою. Поэты Шьямдас Вайшнав, Бхупи Шерчан, Ананддев Бхатта, близкие к методу критич. реализма, обращаются в своих патриотич. стихах к самым обездоленным слоям народа.

Совр. поэзию отличают идеи мира, братства людей всех рас и национальностей (поэмы «Это снаряды» Лакшмипрасада Девкоты, «Помни» Джанардама Самы). Писатели проявляют больше внимания к духовному миру трудящегося человека. Хотя в центре рассказов 50—60-х гг. остается «маленький человек», социальный кругозор героя расширяется. В рассказах Кришнабама Маллы, Готхале, Упендры Бахадура, Мукунда Дхунгела герои отваживаются на открытый бунт против тех, кто заинтересован в сохранении феод. порядков. В драматургии 50—60-х гг. проблематика перемещается из морально-этич. в социальный план (Биджай Малла, «Живой мертвец», 1960; Готхале, «Пожар», 1959). Романы отмечены усилением социальной проблематики (Хридайчандра Синх Прадхан, «Одна могила»; Даулатбикрам Бишта, «Манджари»).

Лит.: Поэты Непала, Таш., 1958; Стихи непал поэтов, М., 1962; Материнская любовь. Рассказы, М., 1967; Аганина Л. А., Непал. литература, М., 1964; ее же, Основные тенденции развития совр. непал. поэзии, «Проблемы востоковедения», 1960, № 6; ее же, Основные этапы развития гуманистич. концепции в непал. лит-ре, в сб.: Идеи гуманизма в лит-рах Востока, М., 1967; Джанаклал Шарма, Джосмани санта парампара ра сахитья, Катманду, 1964; Ананддев Бхатта, Самалочна ко бато тира, Катманду, 1962.

Л. А. Аганина.