230
НЕОЛОГИ́ЗМЫ (от греч. νέος — новый и λόγος — слово) — в широком смысле языковые новшества; вновь появляющиеся в языке слова — как новообразованные (напр., слово «промышленность», созданное Н. М. Карамзиным), так и новозаимствованные (напр., «транзистор» в наше время), фразеологич. обороты (напр., «сидеть между двух стульев» у М. Е. Салтыкова-Щедрина, в смысле «занимать беспринципную, колеблющуюся позицию»), новые значения известных слов (напр., в середине 18 в. «вкус» в смысле «чувство изящного»), синтаксич. конструкции и т. п. В более узком смысле Н. — слова, вновь образованные в языке. Понятие Н. — исторически-относительное. Н., как вновь образованные, еще не вошедшие или только входящие в общее употребление слова, противопоставляются словам обычным, укоренившимся или устаревающим, выходящим из употребления (см. Архаизмы). Становясь обычными в употреблении, Н. чаще всего перестают ощущаться как специфич. образования. В др. случаях Н. в силу определенных историч. условий могут перейти на положение архаизмов («нэпман» — образованное в 1920-х гг., в 30-е гг. устарело). В образовании Н. большую роль играет почин отд. лиц, особенно писателей («миросозерцание» образовано В. Г. Белинским в нач. 40-х гг., «злопыхательство», «благоглупость» М. Е. Салтыковым-Щедриным и т. п.). Однако для многих Н. трудно установить точную дату и прямой источник возникновения. Будучи словами, созданными по обычной словообразовательной модели, многие Н. возникают легко, спонтанно и быстро теряют признаки новизны, являются продуктом не узко личного, а группового словотворчества. В др. случаях слова продолжают ощущаться как Н. в течение длительного времени, если они получают
231
новое специфич. значение или по тем или иным причинам не сразу становятся общим достоянием («нигилист», употребительное еще в 18 — нач. 19 вв., приписывалось И. С. Тургеневу, назвавшему этим словом демократов 60-х гг.; «собственник», употребленное еще А. Н. Радищевым, стало вполне обычным в 40-х гг. 19 в.).
Многие Н. появляются как новые, недостающие в системе языка знаки понятий, вызываются прямой потребностью в обозначении новых явлений. Но создание Н. обусловлено также особыми стилистич. причинами. Н. часто выполняют особые, выразительные функции в речевом контексте, поэтому они нередко остаются элементами языка отд. писателей, не рассчитаны на общее употребление и не входят в него. Склонность к Н. находит объяснение в специфике стиля того или иного писателя или лит. направления. Типы создаваемых при этом Н., близость их структуры к общеязыковым моделям или, напротив, необычность образования стоят в зависимости от языковой позиции автора или направления, от специфич. особенностей жанра и поэтич. контекста. Так, можно отметить бо́льшую свободу в образовании Н. в поэтич. речи, нежели в языке прозы, в прозе стилизованной, в сатирико-иронич. контекстах, при дружески непринужденном общении и т. д. Общеизвестно особое тяготение к Н. нек-рых лит. направлений (в романтич. прозе b поэзии 20—30-х гг. 19 в., у футуристов, экспрессионистов и т. д.).
Язык писателей очень отличается как по количеству, так и по видам и стилистич. функциям вводимых ими Н. Они нередки, напр., в языке А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, составляют важный лексич. слой в поэзии В. В. Маяковского, но почти отсутствуют у А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Являясь важным средством худож.-речевой выразительности, лексич. Н. сами по себе не могут быть признаны абсолютным ее показателем, поскольку эта выразительность достигается не только обращением к новым словам, но и особым применением и сочетанием уже известных речевых средств. Особая природа поэтич. Н. нередко обусловливает и то, что, входя в общее употребление, они сохраняют свою образность, экспрессивность и связь с первоначальным худож. контекстом (напр., слово «прозаседавшиеся», созданное В. Маяковским).
Лит.: Винокур Г. О., Маяковский — новатор языка, М., 1943; Реформатский А. А., Введение в языкознание, М., 1960, с. 379.
Ю. С. Сорокин.