146
NACHGESCHÍCHTE (нахгешихте — букв. «послеистория», последующая история) — сведения внефабульного характера, к-рые информируют читателя о том, что произошло с персонажами после развязки повествования. Термин «N.», взятый из нем. поэтики наряду с терминами «Vorgeschichte» («форгешихте» — предыстория) и «Zwieschengeschichte» («цвишенгешихте» — беглая информация о том, что случилось между изображаемыми событиями), введен в рус. лит-ведение в 1920-е гг. В отличие от эпилога, к-рый часто бывает развернут в одну или неск. сцен, N. обычно представляет собой только краткое сообщение о дальнейшей судьбе героев. Поэтому термин употребляется преим. при анализе классич. новеллы и близких к ней жанров. Однако
147
можно говорить и о N. отд. персонажей в романе или повести: напр., N. Каренина в 8-й части «Анны Карениной» Л. Толстого или Рудина в одноименном романе И. С. Тургенева, окончательно проясняющие психологич. облик героя и дающие итоговую оценку его жизненного пути. N. проливает дополнит. свет на события и характеры осн. повествования. Сообщение о благополучной судьбе Лизаветы Ивановны («Пиковая дама» А. С. Пушкина) в сильной степени снимает налет драматизма с ее образа, и безумный Герман остается единственным трагич. героем повести. В рассказе А. П. Чехова «Страх» N. четы Силиных («Говорят, что они продолжают жить вместе») отнимает надежду на хотя бы трагич. разрешение тяжкого семейного конфликта и усиливает осн. мысль рассказа об ужасе обыденщины. Иногда повествование может начинаться с N. (описание могилы Оли Мещерской в новелле И. А. Бунина «Легкое дыхание»), в этом случае N. играет роль эмоциональной экспозиции произв. Понятия «форгешихте», «цвишенгешихте» и «N.» имеют смысл применительно к повествованию классич. характера с выраженной завязкой и развязкой. Для анализа хроникального повествования или Ich (Я)-композиций типа «потока сознания» они ничего не дают.
Лит.: Реформатский А., Опыт анализа новеллистич. композиции, М., 1922; Петровский М., Морфология пушкинского «Выстрела», в кн.: Проблемы поэтики. Сб. ст. под ред. В. Я. Брюсова, М. — Л., 1925; Томашевский Б., Теория лит-ры. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Поспелов Г., Теория лит-ры, М., 1940; Тимофеев Л., Основы теории лит-ры, 3 изд., М., 1966.
И. Б. Роднянская.