Абаев В. И. Нартовский (нартский) эпос // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 120—122.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-1202.htm

- 120 -

НА́РТОВСКИЙ (НА́РТСКИЙ) Э́ПОС — монументальный эпос кавк. народов. Особенно богато представлен у осетин и адыгских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, убыхов. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят и у сванов, горных груз. племен, и у даг. народов. Термин «нарт» служит общим наименованием героев эпоса, к-рые образуют своего рода богатырское сообщество. Его душой является мудрая Сата́на (адыг. Сатаней) — уникальный в мировой эпич. лит-ре женский образ большой худож. силы и выразительности. В наиболее архаичных вариантах Сата́на выступает как мать народа, наставница главных героев, мудрая советчица, могущественная чародейка. Образ Сата́ны возник, несомненно, в матриархальном обществе, но он обладал такой жизненностью и покоряющей

- 121 -

худож. правдой, что народ пронес его через всю историю до наших дней, воплотив в нем свой идеал женщины. Героями осетин. эпоса являются также Урузмаг, Хамыц, Сослан (Созруко), Батраз, Сырдон, Ацамаз. Родоначальником нартов, по нек-рым вариантам, является Уархаг, отец близнецов Хсара и Хсартага.

«Нартские сказания» (Москва, 1949). Илл. М. Туганова.

«Нартские сказания» (Москва, 1949). Илл. М. Туганова.

В генезисе Н. э. не все еще ясно. При решении этого вопроса необходимо иметь в виду следующее: 1) термин «нарт» заключает осетин. показатель множественности «т» и образован по типу осетин. фамильных имен; 2) нек-рые нартовские сюжеты имеют полную аналогию в быте и обычаях отдаленных предков осетин — скифов (плащ из скальпов, почетная чаша героев и др.); 3) имена Уархаг, Хсар, Хсартаг, Урузмаг, женское имя Ацырухс, название чудесной нартовской чаши Уацамонга — бесспорно иран. происхождения; 4) имя Сата́на неотделимо от имени аланской принцессы Сатеник, мудрость и красоту к-рой, по рассказу Моисея Хоренского (5 в. н. э.), воспевали арм. рапсоды; 5) имя Сослан известно в Осетии с 12 в. (муж груз. царицы Тамары Давид Сослан был осетин. владетелем; форма Сосруко — адыгская); 6) имя Батраз образовано из Батыр-ас и означает асский, т. е. аланский богатырь. Все это не оставляет сомнения, что ядром послужил древний аланский эпич. цикл, восходящий еще к скифской эпохе 7—4 вв. до н. э. Нац. варианты эпопеи все время обогащались и дополнялись за счет местного фольклора.

Возникнув в условиях родового строя с пережитками матриархата, Н. э. за долгую историю своего бытования вбирал в себя элементы последующих обществ. формаций.

«Нартские сказания» (Москва, 1949). Илл. М. Туганова.

«Нартские сказания» (Москва, 1949). Илл. М. Туганова.

В осн. циклах ясно выступают черты воен. демократии с ее культом ратной доблести, жаждой дальних походов и боевых подвигов. В древнейший период содержание Н. э. составляет борьба с великанами (олицетворением слепых сил природы), намного превосходящими нартов физич. силой. В борьбе с ними нарты охотно прибегают к хитрости и колдовским приемам; они добывают огонь у великанов, учат людей начаткам земледелия. На смену этому типу героя приходит герой-воин, наделенный сверхчеловеч. силой. Сказания изображают воен. походы против враждебных

- 122 -

«алдаров» (князей); герои защищают страну нартов от захватчиков, участвуют в межродовых распрях. Эпос бытует в двух формах: прозаич. и стихотворной. В последнем случае манера исполнения характерна для осетин. сказителей — распевно-речитативная с муз. сопровождением (двухструнная скрипка или двенадцатиструнная арфа). У адыгов обычно хоровое сопровождение. Эпос сохраняет свою жизненность и обществ. признание по сей день. В Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии живут десятки сказителей, вдохновенно исполняющих песни о нартах, хотя репертуар их уже не так обширен, как у знаменитых сказителей прошлого.

Нартовские сказания осетин и адыгов стали записываться с сер. 19 в. Пионерами этого дела были в Осетии — В. Цораев, братья Шанаевы, в Кабарде — Шора Ногмов, Кази Атажукин. Другие нац. варианты стали записываться позднее. Абх. нартовские сказания стали известны только в последние десятилетия. В сов. время впервые изданы сводные тексты в оригинале и в рус. пер. Сказания переводились на нем., франц., англ. языки.

Тексты: Осетинские нартские сказания. [Пер. Ю. Либединского], Дзауджикау, 1948; Нарты. Эпос осетин. народа, М., 1957; Нарты. Кабард. эпос. [Пер. В. Звягинцевой, С. Липкина, С. Обрадовича, М. Петровых, В. Потаповой], 2 изд., М., 1957; Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхаз. нар. эпос. [Пер. Г. Гулиа и С. Липкина], М., 1962.

Лит.: Миллер В. Ф., Черты старины в сказаниях и быте осетин, «ЖМНП», 1882, № 7—8; его же, Кавказско-рус. параллели, в его кн.: Экскурсы в область рус. нар. эпоса, М., 1892, Dumézil G., Légendes sur les Nartes, P., 1930, Le livre des Héros. Légendes sur les Nartes. Trad. avec une introduction et des notes par G. Dumézil, P., 1965; Абаев В., Нартовский эпос, «Изв. Сев. Осетин. НИИ», 1945, т. 10, в. 1; Нартский эпос Материалы совещания 19—20 окт. 1956, Орджоникидзе, 1957; Abaev V. I., Le cheval de Troi. Annales (VI-e Section), Paris, novembre — décembre 1963, p. 1041—70.

В. И. Абаев.