- 83 -
НАЗЫ́М ХИКМЕ́Т РАН (Nazim Hikmet Ran) (20.I.1902, Салоники, — 3.IV.1963, Москва) — тур. писатель, обществ. деятель. Основоположник тур. революц. поэзии. Чл. Бюро Всемирного Совета Мира (1951), лауреат Международной премии Мира (1950). Род. в аристократич. семье. Учился в военно-морском уч-ще, откуда был уволен за участие в революц. выступлении моряков. Печататься начал в 1917. В 1920 выступил со стих. «Пленник сорока разбойников» («Kirk haramilerin esiri»), направленным против оккупации Турции, за что подвергся преследованиям со стороны англичан и султанского двора. В 1920 из оккупированного Стамбула перешел в Анатолию, где шла нац.-освободит. война. В стих. «Черная сила» («Kara kuvvet») заклеймил реакцию. В 1921 приехал в Сов. Союз, учился в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока (КУТВ); вступил в РКП(б). В 1924 вернулся в Турцию, вступил в компартию Турции. Сотрудничал в революц. газетах и журналах. В связи с репрессиями в 1927 покинул родину и снова приехал в Сов. Союз. Тур. суд заочно приговорил его к 15 годам тюремного заключения. Первый сб. стихов Н. Х. Р. «Песня пьющих солнце» («Güneşi içenlerin türküsü») вышел в 1928 в Баку. В эти годы поэта привлекают образы мужественных и волевых людей. В патетич. стихах, написанных в торжественной ораторской манере, он прибегает к гиперболич. образам, необычайным сравнениям, развернутым метафорам. Поэта интересует народ, масса. Борьба с далекой от жизни тур. салонной поэзией сочеталась у Н. Х. Р. в эти годы с выражением крайне
«Романтика». Обложка (Париж, 1964).
- 84 -
«левых» эстетич. взглядов. Восприняв борьбу В. Маяковского и др. сов. поэтов против бурж. эстетства, Н. Х. Р. встал на путь отрицания личной любовной темы вообще. В его стихах этого периода немало формалистич. нагромождений усложненных образов (стих. «Механизация» — «Makinalaşmak» и др.). Позднее появляются зарисовки конкретных человеч. характеров, бытовые детали, начинают звучать задушевные лирич. ноты.
В 1928 Н. Х. Р. вернулся в Турцию, работал в газетах, занимался дубляжем кинофильмов, переводил с рус. (1-я ч. «Войны и мира» Л. Н. Толстого, рассказы М. М. Зощенко) и франц. языков. В том же году начал сотрудничать в издаваемом супругами Сертель журн. «Ресимли ай» («Иллюстрированный ежемесячник»), где выступил с серией статей по вопросам культуры и иск-ва, ставил проблемы роли писателя в обществ. жизни. В сб-ках стихов «835 строк» («835 satir», 1929), «Варан-3» («Varan-3», 1930), «1 + 1 = 1» (1930) и «Город, потерявший голос» («Sesini kaybeden şehir», 1931) поэт писал о тяжелой доле тур. народа, призывал к борьбе и воспевал революцию. В романе «Джиоконда и Си-Я-у» («Jokond ile Si-Ya-u», 1929), в романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» («Benerci kendini niçin öldürdü?», 1932) выступил против колониальной политики империалистов в Азии и Африке. В пьесах «Череп» («Kafa tasi», 1932), «Дом покойника» («Bir ölü evi yahut Merhumun hanesi», 1932), «Забытый человек» («Unutulan adam, 1935) остро поставлен вопрос о судьбе личности в капиталистическом обществе.
«Стихи» (Болонья, 1960). Илл. Р. Гуттузо.
Назым Хикмет в тюрьме среди заключенных в Турции.
За сб. стихов «Телеграмма, поступившая ночью» («Gece gelen telgraf», 1932), где поэт призывал тур. коммунистов быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на пять лет заключения (через год освобожден по амнистии). В дальнейшем почти после каждой книги его приговаривали к заключению. В сб. стихов «Портреты» («Portreler», 1935), поэме «Письма к Таранта Бабу» («Taranta Babu’ya mektuplar», 1935) и публицистич. работе «Немецкий фашизм и расовая теория» («Alman faşizmi ve ırkçlıği», 1936) Н. Х. Р. разоблачал фашизм и его тур. поклонников, а работа «Советская демократия» («Sovyet demokrasisi», 1936) была посвящена защите Конституции СССР от реакц. нападок. В 1936 вышла последняя опубл. в Турции при его жизни
- 85 -
книга — «Поэма о шейхе Бедреддине Шимавне» («Şimavne kadısı ōglu şeyh Bedreddin destanı») и как приложение к этой книге брошюра «Национальная гордость» («Millî gurur»), являвшаяся, по сути дела, переводом работы В. И. Ленина «О национальной гордости великороссов». В общей сложности 17 лет провел Н. Х. Р. в тур. тюрьмах. Там он создал грандиозную эпопею «Человеческая панорама» («Insan manzaraları») — поэтич. историю 20 в., цикл стихов «Письма из тюрьмы», пьесы «Легенда о любви» («Bir aşk masalı»), «Иосиф Прекрасный» («Yusuf ve Zeliha»).
«Легенда о любви». Сцена из спектакля Театра им. Марджанишвили (Тбилиси, 1954).
В 1950 под воздействием мирового обществ. мнения тур. пр-во было вынуждено освободить Н. Х. Р. В 1951 он приехал в СССР, ставший его второй родиной. Здесь написаны пьесы «Рассказ о Турции» («Türkiyede», 1952), «Чудак» («Enayi», 1955), «А был ли Иван Иванович?» («Ivan Ivanoviç varmıydı yok muydı?», 1956), «Два упрямца» («Iki inatçı», 1960, совместно с В. Туляковой), «Дамоклов меч» («Demoklîsîn kılıçı», 1960), «Тартюф-59» («Tartüf-59», 1959), «Станция» («Istasyon», 1958), «Корова» («Inek», 1958), множество стихов и поэм, киносценарии, критические статьи, работы по драматургии и поэзии.
«Чудак». Сцена из спектакля Театра им. Ермоловой (Москва, 1956).
Н. Х. Р. ввел в турецкую поэзию исключительно разнообразную ритмическую организацию стиха, т. н. «свободный стих». Ораторская манера письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили место глубокой лиричности, свободному обращению с рифмой и ритмом. Поэт избегает всего, что может выглядеть как нарочитая «поэтичность» и тем самым нарушить обыденность и естественность своего разговора с читателем. Велико влияние Н. Х. Р. на совр. тур. поэзию, где с его именем связано целое направление. Стихи Н. Х. Р. переведены почти во всех странах мира, его пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. В 1965 на родине поэта стали издаваться его книги.
- 86 -
В пьесах, написанных в Москве в 1951—63 и поставленных в театрах СССР и стран народной демократии, Н. Х. Р. смело ломал привычные перегородки между театр. жанрами, создавая своеобразный синтез памфлета, бытовой драмы, лирич. пьесы, сатиры, опирался на зрелищные представления тур. нар. театра теней «Карагёз» и «Ортаоюну», шекспировский и древнегреч. театр. Традиции драматургии В. В. Маяковского и театра В. Э. Мейерхольда развиты в пьесе Н. Х. Р. «А был ли Иван Иванович?» приемами тур. нар. театра теней и итальянского театра комедии масок. В этой остросатирич. пьесе, созданной после XX съезда КПСС, Н. Х. Р. высмеял бюрократа и самовлюбленного руководителя, к-рый в условиях угодничества и страха создает культ собственной личности. Проблемам социалистич. морали посвящена пьеса «Два упрямца» (1960). Пафос борьбы против атомной войны пронизывает пьесу «Дамоклов меч» (1960), в к-рой публицистич. заостренность сочетается с театральным гротеском, условность — с реалистич. драматургией. В строгих правилах реалистич. драматургии написана пьеса «Чудак» (1955) — о сложном пути честного человека к истине Остротой и оригинальностью отличается пьеса «Тартюф-59» (1959), где автор, используя классич. текст мольеровской комедии, переносит действие в наши дни и показывает, что совр. тартюфы опаснее мольеровского.
По сценариям Н. Х. Р. в СССР сняты фильмы «Двое из одного квартала» (1957), «Влюбленное облако» (1959), «Мир дому твоему» (1963); поставлен балет «Легенда о любви» (муз. А. Меликова).
Соч.: Güneşi içenlerin türküsü, Баку, 1928; Jokond ile Si Ya-u, Ist., 1929; Benerci kendini niçin öldürdü?, Ist., 1932; Kafa tası. Facia, Ist., 1932; Taranta Babuya mektuplar, Ist., 1935; Simavne kadısı oğlu şeyh Bedreddin destanı, Ist., 1936; Moskova senfonisi, Sofya, 1952; Seçilmış; şiirler, Sofya, 1954; Insan manzaraları, Sofya, 1958; Piyesler: Şöhret veya Unutulan adam. — Enayi. Istasyon. — Inek, Sofya, 1958; Kurtuluş savaşi destanı (Memleketimden insan manzaralarından), Ist., 1965; Ferhat ile Şirın, Ist., 1965; Inek. Oyun, Ist., 1965; Saat 21. 22 şiirleri, Ist., 1965; 835 satır. — Sesini kaybeden şehir. — Varan 3, Ist., 1965; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—2, М., 1957; Сорок лет. Избр. стихи. 1921—1961, 2 изд., М., 1964; Романтика. Роман, М., 1964; Человеческая панорама, М., 1962.
Лит.: Бабаев А., Назым Хикмет, М., 1957; его же, Борец за мир, демократию и нац. независимость тур. народа, «Краткие сообщения ин-та востоковедения», 1952, № 2; Владимирова З., Театр Назыма Хикмета, «Театр», 1957, № 1; «Восточный альманах», 1951, № 4 (№ посвящен Назыму Хикмету); Гордлевский В., Слово о Назыме Хикмете, «Краткие сообщения ин-та востоковедения», 1952, т. 2; Михайлов М. С., В. В. Маяковский и Назым Хикмет, «Тр. Моск. ин-та востоковедения», 1951, в. 6; Назым Хикмет. Биобиблиографич. указатель, М., 1962; Февральский А., Драматургия Назыма Хикмета, в кн.: Назым Хикмет, Пьесы, М., 1954; его же, Товарищ Назым, «Москва», 1966, № 5; Dimitrova Blaga, Nazim Hikmet Bulgaristanda. Yolçuluk notları, Sofya, 1955; Hikmet Feridun, Bugün de diyorlar ki..., Ist., 1932; Nazım Hıkmet. Hayatı. — Edebı şahsiyeti hakkında hükümler. — Siirlerinden örnekler, Ist., 1935; Gövsa Ibrahim Alaettin, Meşhur adamlar, c. 3, Ist., 1936; Kocatürk Vasfi Mühir, Yeni türk edebiyatı, Ist., 1936; Orhan Seyfi, Nâzim Hikmet. Hayatı ve eserleri, Ist., 1937; Orhan Kemal, Nazim Hikmet’le üç buçuk yıl, Ist., 1965; Vâlâ Nureddin, Budünyadan Nâzım geçti, Ist., 1965.
А. А. Бабаев.