79

НАЗАРЯ́Н, Степан Исаевич [15(27).V.1812, Тифлис, — 26.IV(8.V).1879, Москва] — арм. публицист. историк лит-ры, обществ. деятель. Род. в семье священника. Учился в семинарии Нерсисян (Тбилиси), где сблизился с Х. Абовяном. В 1840 окончил философ. ф-т Дерптского ун-та. В 1846 получил степень магистра за диссертацию «Обозрение истории гайканской письменности в новейшие времена». В 1849 удостоен докторской степени за труды по вост. филологии. Перевелся в моск. Лазаревский ин-т на должность профессора перс. и араб. языков и лит-ры. Усвоив гуманистич. идеи европ. просветительства, под влиянием рус. обществ. движения 40-х гг., Н. выступил против феод. строя и его идеологии. Провозглашая необходимость развития нац. самосознания, он выдвинул идею нар. образования в новом просветит. духе, заменив грабар (древнеарм. яз.) новым лит. языком — ашхарабар.

Назарян

В 50-х гг. Н. стал во главе арм. просветит. движения. С 1858 по 1864 он издавал в Москве журн. «Юсисапайл» («Северное сияние»), к-рый вел борьбу против клерикально-феод. мировоззрения, за духовное возрождение арм. народа. Выражая либеральные взгляды, Н. отвергал революц. путь в решении социальных и нац. вопросов, стоявших перед арм. народом. Он мечтал о просвещенной монархии, возлагал надежды на реформы Александра II. После царского манифеста 1861 Н. был глубоко разочарован, однако не освободился от бурж.-просветит. иллюзий. Н. выступал против богословских догм в историографии и против идеализации прошлого. Он отделял церк. догму от требований светской жизни, резко критиковал религию с позиций деизма.

Н. придавал большое значение народности лит-ры. «Каждое родное произведение, — говорил он, — выходит из глубины народа, из корней национального духа и традиции» (Собр. соч., 1913, с. 235, на арм. яз.). Он высоко ценил роман «Раны Армении» Х. Абовяна, творчество М. Налбандяна, С. Шахазиза и др. Переводил драмы Ф. Шиллера. Особое внимание Н. уделял высказываниям М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина о лит-ре, высоко ставил критич. дух гоголевского реализма.

Соч.: Նազարյան Ստ., «Յաղագս փորձնական հոգեբանության ճաո», Մոսկվա, 1851. «Հանդես նոր հայախոսության», մաս 1—2, Մոսկվա, 1857. «Հյուսիսափայլ», Մոսկվա, 1858—1864։

В рус. пер. — Беглый взгляд на историю Гайканской литературы до конца 13 столетия, «Уч. зап. Казан. ун-та», в. 1, 1844; Обозрение истории Гайканской письменности в новейшие времена, Каз., 1846; Абдул Касем Фердауси и Тусский творец книги царей, известной под названием Шах-намэ, кн. 1—2, 1849—51; Розовый кустарник шейха Муслехеддин Саади Ширазского, известный под названием Гулистан, М., 1857.

Лит.: Լեո, Ստեփաննոս Նազարյանց, Թիֆլիս, 1902. Հայ նոր գրականության պատմություն, հ. 2, Երևան, 1962։

Р. Нанумян.