Герштейн Э. Г. Мятлев // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 54—56.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-0543.htm

- 54 -

МЯ́ТЛЕВ, Иван Петрович [28.I(8.II).1796—13(25).II.1844, Петербург] — рус. поэт. Сын сенатора, камергер, богатый помещик. Получил домашнее образование. Служил в Петербурге, подолгу жил за границей.

- 55 -

Был известен в лит. и великосветских кругах как острослов, стихотворец-любитель. Обладая импровизаторским и пародийным даром, владея рус. просторечьем, М. славился устным исполнением своих юмористич. стихов. Его куплеты, экспромты, стихи на случай и каламбуры ценили А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский. М. Ю. Лермонтов, любивший «Ишки Мятлева стихи», подражал их манере в стихотв. шутках и альбомных посвящениях.

Мятлев

В 1834 и 1835 М. издал два сб-ка лирики (с характерной надписью «Уговорили выпустить»), не имевшие успеха. Известность приобрела его юмористич. поэма «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границей — дан л’этранже», написанная т. н. макароническим стилем (см. Макароническая поэзия), высмеивающая невежественное и спесивое рус. барство. Заграничные впечатления провинц. помещицы изложены пестрым языком, смесью русского с французским. Образ Курдюковой служил для М. авторской маской; от ее имени он пародийно описывает с верноподданнич. позиций события европ. истории, обращается к поэтам-современникам и т. п. Эта манера предвосхищала вымышленные образы Козьмы Пруткова и «генерала Дитятина» (И. Ф. Горбунова). Выпущенная в Петербурге без

- 56 -

имени автора и с фиктивным местом издания (Тамбов), первая часть поэмы (1840) принадлежала, по мнению В. Г. Белинского, «...к числу самых примечательных явлений типографского мира» (Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 165) благодаря иллюстрациям литографа-карикатуриста В. Ф. Тимма. Успех издания 1840—44 позволил М. выпустить еще две книги с политипажами — «Петергофский праздник» (1842) и «Коммеражи» (1844). Однако последние части «Сенсаций...», как и изд. без иллюстраций поэма «Тарантелла» (1844), свидетельствовали об однообразии худож. средств поэта.

Творчество М. повлияло на развитие малых лит. форм 19 в. «Курдюкова», переделанная в водевиль, была дважды представлена в Александринском театре. Мн. стихи М. («Плавающая ветка», «Бывало» и др.) были положены на музыку, другие вошли в песенный репертуар мастеровщины как фольклор («Настоечка тройная, или Восторг», «Артамоныч», «Фонарики-сударики»). И. С. Тургенев использовал ставшую крылатой строку из стих. М. «Розы» в своем стих. в прозе «Как хороши, как свежи были розы».

Соч.: Стихотворения. Вступ. ст., ред. и прим. В. Голицыной, М. — Л., 1937; Полн. собр. соч., т. 1—2, СПБ, 1857; то же, вступ. ст. А. В. Амфитеатрова, т. 1—3, М., 1894; Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже, 2 изд., т. 1—2, СПБ, 1907; в сб.: Поэты 1840—1850-х гг. Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба, М. — Л., 1962.

Лит.: Голицына В., Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон, в кн.: Рус. поэзия XIX в. Сб. статей, под ред. и с предисл. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, Л., 1929; Венгеров С. А., Источники словаря рус. писателей, т. 4, П., 1917; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962

Э. Г. Герштейн.