1012

МУКИМИ́, Мухаммад Амин-ходжа (1850 или 1851, Коканд, —25.V.1903, там же) — узб. поэт. Род. в семье бедного пекаря. Образование получил в медресе Коканда, Бухары, Ташкента. Умер в бедности. Вместе с поэтом З. Фуркатом возглавлял лит. кружок поэтов-обличителей (Завки, Камил Хорезми, Аваз Отар-оглы, Мири и др.). М. высоко ценил передовую рус. культуру. Продолжая традиции Навои, Лутфи, Физули и др., М. воспевал человеч. чувства, земные радости и любовь. Воссоздавая живые образы и реалистич. жизненные ситуации, он обогатил традиц. классич. лирику новым социальным содержанием — сочувствием к простым труженикам. Лирика М. отличается богатством жанров (газель, мухаммас, рубаи и др.) и высокими худож. достоинствами.

В социальной остроте сатирич. стихов М. отразилось демократич. мировосприятие поэта. Он обличал алчность и лихоимство местных и царских чиновников («Землемеры», «Горе нашему краю», «Выборы», «Прошение хану от жителей селения Хапалак»), торговцев и заводчиков («Сатира на Виктор-бая», «Вексель», «Пир», «Новоявленный бай», «Продавец чая»), представителей духовенства, святош, ханжей («Сатира на Мингтепинского ишана», «Святой», «Сын греха», «Порицание лягушкам» и др.). М. создал галерею сатирич. типов, имена к-рых стали нарицательными. Обществ. значительность содержания, остроумие и меткость характеристик, живость и простота языка сатирич. стихов М. сделали их популярными; они оказали большое влияние на развитие сатиры в узбекской современной литературе.

1013

М. положил начало новому жанру узб. лит-ры — путевому очерку. Его «Описание путешествий» («Саяхат-нома») в стихотв. форме излагает впечатления от поездок по стране и рисует резкие контрасты между богатой природой и бедной жизнью народа-труженика («От Коканда до Шахимардана», «От Коканда до Ферганы», «От Коканда до Исфары» и др.). Письма М. к друзьям (в стихах и прозе) показывают связи поэта с передовыми людьми и являются началом эпистолярного стиля в узб. лит-ре. Осн. эстетич. принципом М. было изображение правды жизни. Гуманистич. устремленность, сатирич. острота, эмоциональная сила его поэзии оказали воздействие на развитие узб. лит-ры по пути к реализму.

Соч.: Асарлар тӯплами, т. 1—2, Тошкент, 1960; в рус. пер. — Лирика и сатира, М., 1957; Избр. произв., Таш., 1958.

Лит.: Остроумов Н., Песня-сатира Виктор-бай, «ЗВО РАО», 1896, т. 9; Алимджан Х., Мухаммад Амин Мукими, «Лит-pa и иск-во Узбекистана», 1938, № 5—6; Айбек М. Т., Социальные типы в произведениях Мукими, «Звезда Востока», 1947, № 7; Каримов Г., Выдающийся узб. поэт-демократ Мукими, в кн.: Мукими, Избр. произведения, Таш., 1959; Шамаксудов А., О языке и стиле сатиры Мукими, в кн.: Вопр. узб. лит-ры, Таш., 1959; Зарифов Ҳ., Муҳаммад Амин Муқимий. Ҳаёти ва ижодига оид материаллар, Тошкент, 1955; Ёкубов Ҳ., Ӯзбек демократ шоири Муқимий, Тошкент, 1953; Олимжон А., Муҳаммад Амин Муьқимий. Ҳаёти ва ижоди, Тошкент, 1953; Mukimi, an outstanding Uzbek poet, «Soviet literature», Moskau, 1953, № 7.

А. А. Валитова.