- 998 -
МО́ЭМ (Maugham), Уильям Сомерсет (25.I.1874, Париж, — 16.XII.1965, Кап-Ферре) — англ. писатель. Род. в семье юриста, служившего при брит. посольстве во Франции; здесь прошло детство писателя. Рано осиротев, жил в Англии у дяди-священника. После школы год учился в Гейдельбергском ун-те, в дальнейшем в Лондоне, в мед. ин-те при больнице св. Фомы. Еще студентом написал свой первый роман «Лиза из Ламбета» («Liza of Lambeth», 1897), во многом основанный на опыте его практики в бедном квартале Лондона; роман был сразу замечен. По окончании ин-та врачом
- 999 -
не работал, стал писать. Жил преим. на юге Франции. За 60 лет лит. деятельности написал много книг разных жанров — романы, рассказы, пьесы, лит.-критич. этюды, мемуары и др. Далеко не все им написанное М. включил в свое 20-томное собр. соч. Во время 1-й мировой войны М. был агентом брит. разведки, в качестве к-рого ездил в нек-рые страны, в т. ч. в Россию, о чем рассказал в сб. новелл «Эшенден, или Британский агент» («Ashenden, or The British agent», 1928). Первая пьеса, принесшая ему успех, — «Леди Фредерик» («Lady Frederick», 1907). К наиболее значит. принадлежат пьесы «Неизвестность» («The unknown», 1920), «За верную службу» («For services rendered», 1932), «Шеппи» («Sheppey», 1933). Из романов М. наиболее известны: «Луна и грош» («The moon and sixpence», 1919), «Пряники и эль» («Cakes and ale», 1930), «Театр» («Theatre», 1937) и особенно «Бремя страстей человеческих» («Of human bondage», 1915; заглавие взято из «Этики» Б. Спинозы). Это роман воспитания; судьба его героя Филиппа Кэри прослеживается от его несчастливого детства до студенч. лет. Книга во многом автобиографична. Тонкий психологизм при изображении героя романа — юноши, и людей, с к-рыми он сталкивается, сочетается у М. с широтой изображаемой картины жизни; как и в др. соч. М., здесь явственно проступает его неприятие религ. лицемерия, уродливых бурж. мещанских нравов. М. считал эту книгу своим лучшим произв. В др. произв. больше сказывается неверие М. в возможность сделать жизнь разумной, красивой.
М. — реалист, хотя его творчество испытало влияние натурализма; метод его отличает «бескомпромиссная точность и ясность, без всякого украшательства» (Aldington R., W. S. Maugham..., N. Y., 1939, p. 5). М. — отменный рассказчик, его образы раскрываются в прочно построенном сюжете, они четко определены временем, местом, социальной средой. «Как живописец мыслит кистью и красками, — писал М., — так писатель мыслит сюжетом. Его мировоззрение (хоть он может и не сознавать этого), самая его личность существуют как цепь человеческих поступков» («Подводя итоги», М., 1957, с. 165). Особый интерес представляют записные книжки писателя, его предисловия к своим сочинениям. Книга «Подводя итоги» («The summing up», 1938), в которой М. размышляет о своем житейском и литературном опыте, обнаруживает его проницательность, трезвость в лит. оценках и самооценках, интересные наблюдения над творческим процессом.
«Бремя страстей человеческих» (Нью-Йорк, 1936). Илл. Р. Швабе.
Соч.: The collected edition of the works, [v. 1—21], L., 1934—59; A writer’s notebook, L., 1952; в рус. пер. — Подводя итоги, предисл. К. Шантриладзе, М., 1957; Бремя страстей человеческих. [Послесл. Д. Краминова], М., 1959; Луна и грош. Предисл. М. Тугушевой, М., 1960; Дождь. Рассказы, предисл. Дж. Олдриджа, М., 1961.
- 1000 -
Лит.: Aldington R., W. S. Maugham..., N. Y., 1939; Pfeiffer K., W. S. Maugham. A candid portrait, N. Y., 1959; Cordell R. A., S. Maugham, Bloomington, 1961; Brander L., S. Maugham. A guide, Edin. — L., 1963; Stott R. T., The writings of W. S. Maugham. A bibliography, L., 1961.
Е. А. Гусева.