946

МОНОДРА́МА (от греч. μόνος — один и драма) — вид драмы, предназначенный для исполнения одним актером. К М. относятся: пьеса-монолог (напр., «О вреде табака» А. П. Чехова), драматич. миниатюры, построенные в форме разговора с безмолвным персонажем («Путник» В. Я. Брюсова) или по телефону («Беглец» Г. Витфогеля) и т. п. М. называют также драматич. произведение с двумя или неск. действующими лицами, роли к-рых исполняет один актер. По существу, такую пьесу объединяет с М. только прием исполнения; к ней принадлежит, напр., архаич. доэсхиловская греч. трагедия (Феспид, Фриних), а также мн. миниатюры театра «Кривое зеркало» (Петербург — Ленинград, 1908—1931) или театра А. И. Райкина. В нач. 20 в. возникает (в русле экспрессионизма и символизма) и развивается новый вид М., осн. на принципе внутр. централизации действия: все внимание сосредоточено на субъективном восприятии действительности центр. действующим лицом, при к-ром остальные персонажи не имеют самостоят. значения как герои, а являются только «проекцией души» этого «центра» («я») на внешний мир. Т. о., мир на сцене в любой момент выглядит так, как его воспринимает, представляет само центральное действующее лицо, является его «субъективным видением» (Н. Евреинов). Примеры: «Представление любви» Н. Евреинова, «Ночные пляски» Ф. Сологуба, «Балаганчик» А. А. Блока. М. близка структура «Вознесения

947

Ганнеле» Г. Гауптмана, «Синей птицы» М. Метерлинка, «Черных масок» Л. Н. Андреева. В России теоретиком такой М. был Н. Н. Евреинов (1879—1953).

Лит.: Сологуб Ф., Театр одной воли, в сб.: Театр. Книга о новом театре, СПБ, 1908; Евреинов Н., Введение в монодраму, СПБ, 1909; Волькенштейн В., Драматургия, М., 1960, с. 16—17, 87—93, 136—38; Дорошевич А., «Человек без качеств» на подмостках, «Театр», 1965, № 4; Monologo. Monologo drammatico, в кн.: Enciclopedia dello spettacolo, v. 7, Roma, 1960, p. 750—54 (дана библ.).

В. А. Калашников.