Витт В. В. «Молодая Польша» // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 931—932.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-9312.htm

- 931 -

«МОЛОДА́Я ПО́ЛЬША» («Młoda Polska») — новое направление в польской лит-ре, сложившееся в конце 19 в. на основе восприятия идей зап.-европ. идеалистич. философии и распространения импрессионистич., символист, и неоромантич. тенденций, а также наименование всего лит. периода 1890—1918 (иногда его датируют

- 932 -

1887—1914) в его многообразии, включая и реалистич. лит-ру.

Эстетич. принципы «М. П.» как нереалистич. направления формировались ее пионерами — З. Пшесмыцким (Мириам), А. Гурским, С. Пшибышевским и др.; пропагандировались в варшавском журн. «Życie» («Жизнь», 1887—90), краковском — «Swiat» («Свет», 1888—95) и, в основном, в краковском — «Życie» («Жизнь», 1897—1900). Они были неоднородны и противоречивы; наряду с тенденциями ухода от жизни и мистич. настроениями, в них можно встретить индивидуалистич., анархич. протест против бурж. строя, ощущение кризиса бурж. культуры и грядущих социальных потрясений. Стремлением утвердить связь новой лит-ры с романтич. и патриотич. традицией отмечен манифест А. Гурского (под псевд. Quazimodo в краковском «Życie», 1898), давший новому направлению название, вытеснившее другие (модернизм, символизм, неоромантизм и др.). Линию аристократич.-элитарного иск-ва представляли манифесты и соч. Пшибышевского («Confiteor», «Życie», 1899), деятельность З. Пшесмыцкого как пропагандиста символизма и редактора эстетского журн. «Chimera», («Химера», 1901—07). Худож. практика писателей, причислявших себя к «М. П.», среди к-рых были крупные художники-нереалисты (С. Выспянский, Я. Каспрович, К. Тетмайер, Т. Мициньский и др.), также свидетельствовала о неоднородности движения, условности понятия «М. П.». При том, что нереалистич. тенденции занимают в польской лит-ре 1890—1918 значит. место, их нельзя однозначно определять как тенденции «чистого», антиобществ. иск-ва. Для крупных представителей «М. П.» характерно стремление соединить философ.-метафизич. проблематику, новый «младопольский» стиль с принципами социально заостренного и гуманистич. иск-ва. Для польской лит-ры в эти годы по-прежнему характерно развитие реалистич. направления: продолжали свою деятельность основоположники польского критич. реализма — Б. Прус. Э. Ожешко, М. Конопницкая, их традиции обогащали писатели младшего поколения — С. Жеромский, В. Реймонт, В. Оркан и др. Часть тогдашней критики именно в них, молодых писателях-реалистах, видела вождей «М. П.».

Лит.: Сборник «Молодой Польши», пер. с польск., СПБ, 1908; Яцимирский А. И., Новейшая польская литература..., т. 2, СПБ, 1908; Lorentowicz J., Młoda Polska, t.1, Warsz., 1908; Brzozowski St., Legenda Młodej Polski, Lw., 1910; Feldman W., Współczesna literature polska, 8 wyd., Kr., 1930; Młoda Polska. Wybór poezji. Opracował T. Żeleński (Boy), 2 wyd., Wr., 1947; Polska krytyka literacka (1800—1918). Materiały, t. 4, Warsz., 1959; Wyka K., Modernizm polski, Kr., 1959; Jakubowski J. Z., Młoda Polska antologia, 5 wyd., Warsż., 1962; Krzyżanowski J., Neoromantyzm polski. 1890—1918, Wr.—Warsz., 1963.

B. B. Bumm.