917

МОЛДА́ВСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-pa молд. народа. Древнейшие произв. молд. фольклора сохранились до наших дней в обрядовой поэзии, отражающей дохрист. верования, сопровождавшие все стороны трудовой деятельности человека, а также знаменат. события его жизни. Практич. трудовой опыт сочетается в обрядовой поэзии с магич. действиями. Новогодняя коляда «Плугушорул» — своеобразный, с юмором трактат о примитивной агротехнике; в ней выражены пожелания благополучия крестьянину в его хоз. делах. Из древнейшей синкретич. обрядности со временем выделилась эпич. и лирич. поэзия. Не менее отчетливо дофеод. период проступает в сказках, имеющих широкое межнациональное обращение, а также в легендах, сих более поздними религ. и др. напластованиями.

В феод. эпоху был создан молд. богатырский эпос («Балаурул», «Богатырь Груя Грозован», «Тома Алимош», «Груя», «Новак» и др.), а также гайдуцкий эпос — баллады и песни («Бадиул», «Корбя», «Кодряну», «Михул Копилул» и др.). Осн. мотив его — борьба народа с силами природы, борьба против нац. и социального гнета. Народ воспел своих героев — нар. мстителей-гайдуков. Позже выделилась лирич. поэзия, еще позже оформился новый вид — «стригэтура» эпиграмматич. характера. Выдающимся памятником нар. поэзии стала баллада «Миорица», выражающая привязанность чабана к родной природе, его любовь к труду, к матери, к прекрасному.

Первые письм. памятники появились в Молдавии на рубеже 9—10 вв. на южно-слав. яз. молд. редакции как следствие принятия и усиленного распространения православия. Слав. яз. обслуживал не только церковь, на нем велось делопроизводство, создавалась религ. и историч. лит-pa (хронографы). С сер. 70-х гг. 16 в. молд. яз. постепенно проник в богослужение, а затем в делопроизводство и лит-ру. Этому способствовало и книгопечатание. Первая молд. книга («Казания» — толкование евангелий) митрополита Варлаама (ок. 1590—1657) вышла в свет в 1643 при помощи Киевского митрополита Петра Могилы. Она обладает незаурядными худож. достоинствами. Переводч. и издат. деятельность Варлаама продолжил митрополит Дософтей (1624—93), установивший тесные культурные связи с Москвой.

Молд. историч. лит-ру представляют летописцы Григоре Уреке (1590—1647), Мирон Костин (1633—91), Ион Некулче (1672—1745) и, наконец, получивший европ. известность Дмитрий Кантемир (1673—1723). Господарское летописание на слав. яз., начатое при Стефане Великом, утрачивает свой офиц. характер. При

918

полном утверждении господарской власти возрастает одновременно и власть крупного боярства. У Григория Уреке борьба против абсолютизма выражала не только кастовые интересы, но и выдвигала требование ограждения власти законом, согласования и обсуждения действий. Летопись Григория Уреке, охватывающую период 1359—1595, продолжил Мирон Костин, крупный политич. деятель и историк. Его летопись описывает период 1594—1661. Костину принадлежит труд об этногенезе молдаван, в к-ром подчеркивается римское происхождение народа, находившегося в то время под тур. игом. Костин писал и на польском яз., чтобы привлечь внимание соседней Польши к тяжелой участи Молдавии. Другой видный молд. летописец — Ион Некулче — выступил как сторонник союза с Россией, в к-ром он видел залог освобождения от тур. ига. Яркими красками рисует Некулче события, свидетелем к-рых он был (1661—1743). Его летописи в наибольшей мере присущи худож. достоинства и элементы нар. идеологии.

Развитию молд. культуры способствовала деятельность выдающегося гуманиста Дмитрия Кантемира. Нек-рые его труды на латинском яз. были широко известны в Зап. Европе: «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии» («Descriptio antiqui et hodierni status Moldaviae», нем. пер. 1769—70, рус. пер. 1789); «История возвышения и упадка Оттоманской империи» (англ. пер. 1734—35, 1756; франц. пер. 1743, нем. пер. 1745). Как и Некулче, Кантемир видел спасение Молдавии от тур. гнета в союзе с Россией. Ему принадлежит и первое беллетристич. произв. — аллегорич. роман «Иероглифическая история» (1705). Выдающимся молд. книжником был и Николай Милеску Спэтарул (Спафарий, 1636—1708), деятельность к-рого протекала гл. обр. за пределами Молдавии. В 1675 он возглавлял царскую миссию в Китай. Результатом его путешествия явились две книги — «Путевой дневник» (изд. 1882) и «Статейный список посольства Н. Спафария в Китай» (1675—78, изд. 1906). Описание Китая явилось первой работой такого характера в России. Милеску Спафарий перевел на молд. яз. «Ветхий Завет»; его труд был использован при первом издании Библии в 1688.

М. л. феод. периода была тесно связана с Киевом и Москвой, а также с Польшей, Византией, Болгарией, Сербией и др. Общность языка и традиции письменности связывали Молдавию, Валахию и Трансильванию. Памятники церк. лит-ры, изданные в Молдавии, были в широком обращении в Валахии и Трансильвании, и наоборот. Молд. летописи находили в Валахии читателей, переписчиков и даже комментаторов-интерполяторов. Фольклорные произв., в к-рых отражалась борьба трудового народа против местных эксплуататоров и внешних поработителей, были общими для Молдавии, Валахии и Трансильвании. Эта общность распространяется и на бо́льшую часть румынской лит-ры 19 в.

В первые десятилетия 19 в. обострилась борьба зарождающейся буржуазии против феодализма. Рус.-тур. войны 1806—12 и 1828—29, закончившиеся победой рус. оружия, привели к значит. ослаблению тур. ига в Молдавии и Валахии и создали важные предпосылки для перехода княжеств на самостоят. путь развития. Присоединение Бессарабии к России (1812) способствовало экономич. и социальному прогрессу края. Несмотря на колониальную политику рус. царизма, нек-рые сдвиги наблюдались и в области культуры. Этому способствовало распространение революц. идей декабристов, свободолюбивой поэзии А. С. Пушкина, передовой рус. обществ. мысли. Среди бессарабских литераторов 1-й пол. 19 в. выделяется А. Хыждеу (1811—74), автор патриотич. стихов на рус. яз. о родном крае, публицистич. статей, поборника молд.-рус.-укр. дружбы. Лит-pa Бессарабии продолжала сохранять тесные

919

связи с лит-рой Запрутской Молдавии, в развитие к-рой внесли свой вклад писатели-бессарабцы А. Донич, А. Руссо, Б. П. Хашдеу и др. Перемены в обществ.-политич. жизни вызвали в Запрутской Молдавии подъем культуры: возникают печать и школы на молд. яз.; первые театр. представления, развивается худож. лит-ра. В переводах на родной яз. распространяются соч. У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Альфьери, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова. Гастроли в Молдавии франц., рус., нем., итал. театр. трупп, в репертуаре к-рых были лучшие пьесы мировой драматургии, сыграли положит. роль в становлении передовой нац. культуры. В М. л. в это время сентиментализм проявлялся наряду с классицизмом, переплетались романтич. и реалистич. тенденции. Представителем сентиментализма явился поэт и драматург К. Конаки (1777—1849). Романтиком остался до конца жизни К. Стамати (1786—1869), творчески использовавший в поэме «Чубэр-Водэ» (1843), посвященной борьбе молдаван с татарами, нек-рые историч. легенды и мотивы. На творчество Стамати, К. Негруцци, А. Донича известное влияние оказали рус. писатели И. А. Крылов, Г. Р. Державин и особенно А. С. Пушкин. Стамати познакомился с Пушкиным в Кишиневе. Басни А. Донича (1806—66), содержащие точные реалистич. наблюдения, занимают видное место в М. л. Многогранная просветит. деятельность Георге Асаки (1788—1869), издателя и педагога, ученого и театр. деятеля, поэта и прозаика оставила заметные следы в истории нац. культуры. По его инициативе в 1816 была пост. первая пьеса на молд. яз.; в 1829 начала выходить впервые на родном языке газ. «Албина Ромыняскэ» («Румынская пчела», изд. более 20 лет), сыгравшая положит. роль в распространении знаний, в поддержке важных культурных начинаний.

Появление в 1840 журн. «Дачия литерарэ» («Литературная Дакия»), во главе к-рого стоял М. Когэлничану (1817—91), знаменует новый этап в развитии обществ.- политич. и лит. жизни Молдавии. Журнал объединил передовую часть молодежи, получившей образование в странах Зап. Европы и боровшейся против отсталости и невежества, за проведение в жизнь бурж.-демократич. преобразований, за создание нац. лит-ры, проникнутой гражд. ответственностью, патриотизмом. Идеологич. и эстетич. программу «Литературной Дакии» продолжали журналы «Пропэширя» («Прогресс», 1844), «Ромыния литерарэ» («Литературная Румыния», 1855). Она нашла практич. выражение в деятельности видных представителей бурж.-демократич. движения 1848. Социально-насыщенные фольклорные стихи и пламенная патриотич. лирика В. Александри (1821—90), его острые сатирич. комедии («Иоргу из Садагуры», 1844, «Яссы во время карнавала», дилогия о г-же Кирице); реалистич., но окрашенная в романтич. тона проза К. Негруцци (1808—68) — «Александру Лэпушняну», «Письма»; очерки, статьи и размышления Алеку Руссо (1819—59) — «Совежа», «Песнь Румынии», «Воспоминания», «Мысли», проникнутые заботой и тревогой за судьбу своего народа, родного языка и нац. культуры; проза и публицистика М. Когэлничану, насыщенные демократич. идеями; точные наблюдения быта и нравов молд. общества в заметках и стихах К. Негри (1812—76); неутомимая драматургич. и театр. деятельность Костаке Караджале (1815—77) и М. Милло (1814—96) и др. составляют осн. вехи и внутр. содержание молд. лит. процесса 40:—50-х гг. 19 в. Развитие нац. театра, в к-ром видели важную трибуну пропаганды передовых идей, издание летописей и др. документов по истории Молдавии, собирание и популяризация устного нар. творчества, борьба против педантизма в языке, против «пуризма» латинистов, итальянистов и др.,

920

указывают на универсальность проблем, к-рые стояли перед писателями в это бурное время, когда закладывались основы совр. нац. лит-ры. Писатели участвовали в бурж.-демократич. движении 1848 и объединении Дунайских княжеств в 1859, когда из Запрутской Молдавии и Валахии образовалось рум. гос-во.

В дальнейшем бурж. круги пошли на сделку с крупным боярством. Умеренная аграрная реформа 1864 встретила яростное сопротивление господств. классов. Обнищание крестьянства сопровождалось ростом классовой борьбы. В защиту интересов народа поднимали голос передовые писатели. Среди них видное место принадлежит Б. П. Хашдеу (1836—1907) — страстному публицисту, историку и филологу с мировым именем. На страницах журналов и газет «Сатирул» (1866), «Агиуцэ» (1863—64), «Колумна луй Траян» (1870—77 и 1882—83) Хашдеу разоблачал продажность существующего режима, выступал против бурж. политиканства, провозглашал себя сторонником демократич. иск-ва. Его историч. соч. «Жизнь одного боярина» (неоконч.), «Ион Водэ Лютый» и особенно драма в стихах «Рэзван и Видра» проникнуты искренней любовью к трудовому человеку, ненавистью к боярству. Приверженец прогрес. романтизма, Хашдеу в то же время способствовал утверждению критич. реализма в нац. лит-ре. Историч. жанр получил дальнейшее развитие в творчестве В. Александри, создавшего после 1860, кроме известных «Легенд» (1869—75) и «Пастелей» (1862—75), цикла «Наши воины» и нек-рых сатирич. комедий, также драмы в стихах: «Деспот Водэ» (пост. 1879. изд. 1880), «Бландузийский источник» (1883) и «Овидий» (1885), наполненные гуманистич. и патриотич. чувствами. Поэт воспел мужество простого человека, красоту родной природы.

Длительное время в журн. «Литературные беседы» (изд. с 1867) — органе об-ва «Жунимя» — печатались видные писатели. Рядом с представителями старшего поколения — В. Александри, Г. Сион (1821—92) — выступали М. Эминеску (1850—89), Й. Крянгэ (1837—89), Н. Гане (1838—1916). Идейным руководителем журнала был Т. Майореску (1840—1917) — консервативный политич. деятель, проповедовавший теорию «чистого искусства». Тем не менее Майореску поддерживал мн. писателей, творчество к-рых опровергало его установки. Он играл видную роль в развитии рум. лит-ры. Непосредств. организатором журн. «Литературные беседы» был Я. Негруци (1842—1932) — плодовитый поэт, прозаик и драматург, автор интересных «Воспоминаний из Жунимя» (1897). В творчестве рум. и молд. писателя Й. Крянгэ нац. реалистич. проза достигла одной из своих вершин. Его «Воспоминания детства» (ч. 1—3, 1880—83) и «Сказки» (1875—77 и 1898), воплощающие вековой опыт народа, насыщены неиссякаемым юмором и лукавой нар. мудростью, за к-рой легко угадывается полная горечи и забот жизнь трудового крестьянства. Герои Крянгэ проникнуты верой в победу добра и справедливости; в них привлекает нравств. цельность и стойкость.

Высшим достижением рум. и молд. лит-ры 19 в. является творчество поэта М. Эминеску — одного из крупнейших представителей позднего европ. романтизма. В его поэзии отразились сложность и противоречивость эпохи, мучительные тревоги и раздумья, светлые мечты и трагич. протест честного художника, противостоявшего грубому насилию и произволу несправедливого строя. От лирич. стихов, воспевающих красоту родной природы, до космогонич. поэм творчество Эминеску пронизано любовью к человеку, чувствами горячего патриотизма. Стихи и поэмы «Эпигоны» (1870), «Тебя все нет» (1887), «Кэлин» (1876), «Послания» (1881, 1890), «Император и пролетарий» (1870—74), «Лучафэр» (1883) и др. носят печать его самобытного

921

дарования. Романом «Опустошенный гений», повестями «Размышления о бедном Дионисе», «Чезара» (1876) и др. Эминеску внес значит. вклад в развитие нац. прозы проблемного, философ. характера.

Во 2-й пол. 19 в. М. л. привлекает все большее внимание читателей в России. Переводчиками в Бессарабии были местные литераторы А. Накко (1832—1915), Г. Пэун (1848—75), Г. Горе (1839—1909), К. Стамати-Чуря (1828—98). В разное время в Молдавии бывали и черпали подчас сюжеты для своих произв. — Л. Н. Толстой, М. М. Коцюбинский, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, М. Горький, позднее В. В. Маяковский. Пропагандистами рус. реалистич. лит-ры, идей рус. революц. демократов в Румынии явились бессарабские писатели и обществ. деятели: Н. П. Зубку-Кодряну (1850—78), З. Ралли-Арбуре (1848—1933), В. Крэсеску (1850—1917), а также критик-материалист К. Доброджяну-Геря (1855—1920). З. Арбуре принадлежат работы по рус. и укр. лит-ре, в т. ч. воспоминания «Тюрьма и ссылка» (1894) и «В ссылке» (1896), рассказывающие о революц.-народническом движении 70-х гг. в России, участником к-рого он был. С именем Доброджяну-Геря связан важный этап идейной и эстетич. борьбы 80—90-х гг. 19 в. На страницах журн. «Контемпоранул» («Современник», 1881—91), идейным руководителем к-рого он являлся, впервые были опубл. переводы отд. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. Геря вел упорную борьбу против идеалистич. эстетики Майореску, доказывал несостоятельность теории «искусство для искусства» и обосновывал материалистич. принцип тенденциозности иск-ва. Из сотрудников «Современника» выделялся В. Крэсеску. В его очерках и рассказах созданы правдивые картины из жизни «низов», образы бунтарей.

В нач. века в Бессарабию все глубже проникают марксист. идеи. В Кишиневе в подпольной типографии печатается ленинская газ. «Искра», организуются первые кружки РСДРП. Революц. события 1905—07 охватили и Бессарабию. В 1906—07 выходила газета бурж.-демократич. направления «Басарабия»; вокруг нее объединилось неск. одаренных писателей, в т. ч. поэт А. Матеевич (1888—1917), писавший о тяжелой участи трудового крестьянства, о красоте родного языка. В нек-рых его стихах звучит призыв к действию, к борьбе.

Продолжая демократич. традиции нац. лит-ры, сов. М. л., рожденная Октябрьской революцией, развивалась и крепла в острой идеологич. борьбе. Осознавая ответственность перед народом, молд. писатели вступали на путь социалистич. реализма, коммунистич. партийности. В силу сложившихся историч. условий М. л. до 1940 развивалась в Молд. АССР (образовалась в 1924) и в Бессарабии, насильственно отторгнутой боярской Румынией в 1918 от Сов. России. Это обстоятельство обусловило и разные пути, по к-рым писатели шли к социалистич. реализму. Большинство писателей Молд. АССР пришло в сов. лит-ру из рабочих и сел. корреспондентов. Их первые стихи, очерки и рассказы печатались на страницах газ. «Красный пахарь» (1924), выходившей на молд. и укр. языках, в журн. «Литературная Молдавия» (1928), на базе к-рого в 1932 был создан журн. «Октябрь». Эти периодич. издания сыграли положит. роль в развитии социалистич. культуры молд. народа. Повести и романы: «Дед Горицэ» (1926) и «На заре» (1928) Д. Милева (1887—1944), «Партия зовет» (1935) и «Клад» (1936) Н. Маркова (1903—39), поэмы «Дуб Валуца» (1928) Ф. Малая (1890—1937) и «Тирасполь» (1932) Л. Корняну (1909—57), рассказы и повести И. Канны (р. 1902) и Л. Барского (р. 1909), сб-ки стихов М. Андриеску (1898—1934) и Н. Кабака (1913—42) отразили ведущие тенденции развития молд. социалистич. действительности 20—30-х гг. Они рассказывали о подвигах сов. людей в период гражд.

922

войны, о преобразованиях в жизни народа, о создании первых колхозов в республике, изображали культурную революцию, формирование нового сов. человека. Нек-рые писатели обращались к историч. прошлому Молдавии, к жизни трудящихся Бессарабии под буржуазно-помещичьим гнетом, их борьбе за воссоединение с Сов. Родиной. Следует, однако, отметить, что пролеткультовский нигилизм по отношению к классич. наследию, ошибочные теории в области языка отрицательно сказались на развитии М. л. этого периода.

В тяжелых условиях бурж. строя пришлось жить и работать до 1940 группе бессарабских литераторов. Видными участниками подпольного революц. движения, антифашист. борьбы явились писатели Е. Буков (р. 1909) и А. Лупан (р. 1912). Сб-ки стихов Е. Букова «Речь солнца» (1937) и «Китай» (1938) внесли существ. вклад в развитие пролет. поэзии 30-х гг. К этому периоду относится начало лит. деятельности и др. демократически настроенных бессарабских писателей: Г. Менюк (р. 1918), Б. Истру (р. 1914), Т. Ненчев (1913—44), Л. Деляну (р. 1911), Н. Костенко (р. 1913), А. Робот (р. 1916) и др. выступили с поэтич. сб-ками, свидетельствующими об интенсивных творч. поисках. У нек-рых из них заметно влияние модернист. поэзии. В лит. жизни 30-х гг. положит. роль сыграли статьи Веры Панфил (1905—61) и Д. Ветрова (1913—52) о рус. классич. и сов. лит-ре.

Воссоединение молд. народа, образование Молд. ССР в 1940 открыли широкие перспективы перед бессарабскими писателями. С начала Великой Отечеств. войны писатели Молдавии выступили в первых рядах борцов против фашист. захватчиков. В рядах Сов. Армии находились писатели: П. Крученюк (р. 1917), Ф. Пономарь (р. 1919), Я. Кутковецкий (р. 1907), П. Дариенко (р. 1923), С. Шляху (р. 1915), А. Липкан (р. 1908), Л. Барский и др. Гл. темой М. л. воен. лет стала тема сов. патриотизма. Особенно плодотворно развивались поэзия и публицистика. Стихи и статьи Е. Букова, Б. Истру, А. Лупана, Г. Менюка, Л. Деляну, Д. Ветрова и др. печатались на страницах газ. «Молдова Сочиалистэ» (изд. в 1942—44 в Москве), в центр. газетах и журналах, передавались по радио. В рус. пер. вышли в Москве сб. стихов Е. Букова «Я вижу тебя, Молдавия» (1942) и «Весна на Днестре» (1944).

Послевоен. годы были плодотворны для развития всех жанров лит-ры. Долгое время ведущее место в М. л. принадлежало поэзии. И хотя она по-прежнему остается наиболее развитой, все заметнее становятся успехи худож. прозы, драматургии, кинодраматургии, детской лит-ры, критики и лит-ведения. К особенностям развития молд. поэзии первых послевоен. лет следует отнести появление крупных эпич. произв.: поэмы «Лицом к лицу» (1945) А. Лупапа; «Андриеш» и «Страна моя» (1947) Е. Букова; «Погорна» (1947) и «Весна в Карпатах» (1955) Б. Истру; «Песня зорь» Г. Менюка; «Бессмертная молодость» (1950) Л. Деляну; «Слово матери» (1952) П. Крученюка и др. — художественно отразили борьбу против фашист. захватчиков, коллективизацию в правобережных р-нах республики, борьбу за мир; они сыграли значит. роль в утверждении социалистич. реализма в М. л. Усиленно развивается и лирика; поэты ищут новые формы, новые средства выражения. Об этом свидетельствуют не только названные поэмы, но и стихи И. Балцана (р. 1923), В. Рошки (р. 1925), К. Кондри (р. 1920), П. Михни (р. 1921), П. Заднипру (р. 1927), А. Бусуйока (р. 1928), А. Гужеля (р. 1922). Новые мотивы в совр. молд. лирику вносят поэты В. Телеукэ (р. 1933), Г. Виеру (р. 1935), П. Боцу (р. 1933), А. Чиботару (р. 1935), Э. Лотяну (р. 1936), Л. Дамиан (р. 1935) и др.

Значит. успехов добилась и молд. проза. В ранних повестях и романах («Мать», 1947, И. Канны, «Огонь», 1947, Я. Кутковецкого, «Пробуждение», 1952, А. Липкана,

923

«Растут этажи», 1952, Е. Букова, «Во Флоренах», 1952, Л. Барского, «Справедливость», кн. 1, 1954, рус. пер. 1958, М. Каханы, р. 1897), изданных в первое послевоен. десятилетие, хотя и ставились важные социальные проблемы, их решение носило зачастую прямолинейный характер, было лишено необходимой худож. глубины. За последние годы созданы книги, получившие высокую оценку со стороны читателей и критики. В них заметен рост мастерства писателей, проникновение во внутр. мир героев, отказ от декларативности и описательности. Таковы повести и романы: «Листья грусти» (1957) и «Степные баллады» (1963) И. Друцэ (р. 1928), «Кодры» (кн. 1—2, 1954—56, рус. пер. 1957) и «Мосты» (1965) И. К. Чобану (р. 1927), «Солдат идет за плугом» (1957) и «Нижняя окраина» (1962) С. Шляху (р. 1915), «Люди и судьбы» (1958) А. Шаларь (р. 1923), «Ветер в лицо» (1957) и «Где твои пахари, земля?» (1963) Анны Лупан (р. 1924), «Метель» (1960) Е. Дамиан (р. 1924), «Североград» (1962) Н. Костенко, «Неугомонная» (1959) А. Марината (р. 1924), «Один на один с любовью» (1959) А. Бусуйока и др. Ярко выраженная нац. лирич. проза И. Друцэ пользуется популярностью у всесоюзного читателя.

Успешно развиваются также жанры очерка и рассказа, с к-рыми выступают многие из названных писателей, а также Г. Менюк, В. Рошка, Б. Влэстару (р. 1922), В. Малев (р. 1928), Р. Лунгу (р. 1928), В. Василаке, В. Йовицэ и др. Среди драматургич. произв. последних лет выделяются пьесы «Каса маре» (1960) И. Друцэ и «Дети и яблоки» К. Кондри, они с успехом идут на сценах мн. театров Сов. Союза. В развитии драматургии заметное место занимают также пьесы «Свет» (1948) А. Лупана, «Бурлящий Дунай» (1957) Е. Букова, «Колесо времени» (1959) Анны Лупан, «Тень любви» (1958) Л. Корняну, «Нелетающие птички» (1957) Р. Портного (1907—65) и др.

В идейно-худож. росте лит-ры, в обобщении ее положит. опыта большую роль сыграли молд. критика и лит-ведение. Изданы 1-й т. истории М. л. дооктябрьского периода, очерк истории сов. М. л., ряд монографий о писателях классиках и современниках: Г. Асаки, А. Донич, А. Руссо, В. Александри, М. Эминеску, Й. Крянгэ. Б. П. Хашдеу, Е. Букове, А. Лупане, а также сб-ки литературоведч. и критич. статей о молд. классич. и сов. лит-ре. Издание и изучение молд. писателей-классиков, переводы на молд. яз. лучших произв. рус. лит-ры, лит-р народов СССР, а также шедевров мировой лит-ры оказало положит. влияние на развитие М. л., способствовало росту мастерства писателей, развитию и обогащению лит. языка. Пропаганде выдающихся лит. памятников разных народов служат переводы И. Крецу, А. Козмеску (р. 1922), П. Старостина, Ю. Баржанского (р. 1922) и др.

В республике успешно трудится большая группа писателей, пишущих на рус. яз. Среди них прозаики Л. Мищенко, С. Пасько, Г. Успенский, поэты Г. Поров, К. Шишкан, Н. Савостин, С. Бурлака и др. Изданы первые книги гагаузских литераторов Д. Карачебан и Д. Танасогло. Мн. произв. молд. литераторов переводятся на языки народов СССР и на иностр. языки.

Лит.: Литература советикэ молдовеняскэ, Кишинэу, 1955; История литературий молдовенешть, Кишинэу, 1958; Молдавско-русско-украинские лит. связи, Кишинев, 1982; Очерк истории молд. сов. лит-ры, М., 1963; Скице де фолклор молдовенеск, Кишинэу, 1965; Ынсемнэрь критиче, Кишинэу, 1959; Ынсемнэрь критиче, Кишинэу, 1961; Студий де литературэ ши фолклор, Кишинэу, 1963; Литература и современность, Кишинев, 1963; Омажиу луй Еминеску, Кишинэу, 1959; Омажиу луй Алексу Руссо, Кишинэу, 1962; Омажиу луй Крянгэ, Кишинэу, 1963; Скрипторий советичь Молдовень. Индиче биобиблиографик, Кишинэу, 1965; Студий ши материале деспре Б. П. Хашдеу, Кишинэу, 1966.

Г. Ф. Богач, Х. Г. Корбу, С. С. Чиботару.